Как кисловодчанин Геральд Никулин работал с Сергеем Королевым над созданием военных ракет
В архиве кисловодчанина, лауреата Государственной премии СССР в области ракетостроения Геральда Никулина, который неоднократно встречался с Королевым, хранится уникальная фотография. На ней запечатлены будущие создатели советского ракетного щита и пилотируемой космонавтики во время секретной миссии в поверженной Германии в 1945 году. Вот что рассказал Геральд Николаевич корреспонденту «СП»:
- На этой фотографии первый слева – Сергей Павлович Королев, третий – Борис Евсеевич Черток, друг Королева, один из его ближайших помощников. 12 декабря минувшего года, не дожив двух месяцев до ста лет, академик Черток скончался. Крайний справа на фотографии – Евгений Васильевич Синильщиков, под чьим непосредственным руководством мне довелось работать. Многие подробности из жизни Королева мне известны из рассказов Синильщикова.
В 1945 году, сразу после войны, группу советских инженеров направили в Германию, чтобы они на месте изучили перспективные разработки немецкой ракетной техники. Там-то и познакомились Евгений Синильщиков и Сергей Королев. На счету первого было несколько блестящих инженерных решений – во время войны он дважды стал лауреатом Сталинской премии за создание новых артиллерийских систем. А когда в 1943 году Е. Синильщикову удалось на серийно выпускавшийся танк Т-34 установить вместо 76-миллиметровой более мощную 85-миллиметровую пушку, которая стала пробивать броню немецких «тигров», его наградили орденом Отечественной войны. Королев же предвоенные и почти все военные годы провел в тюрьмах и лагерях.
Министр оборонной промышленности СССР Дмитрий Устинов частенько звонил в Германию Е. Синильщикову и спрашивал: как там Королев? И всякий раз получал в высшей степени лестный отзыв. Вскоре министр, который уже знал о плодотворной работе Королева в конструкторских «шарашках» Туполева и Глушко, назначил Сергея Павловича главным конструктором.
После командировки в Германию Королеву поручили на основе фашистской ФАУ-2 создать межконтинентальную баллистическую ракету, а Синильщикову – на основе немецкой зенитной ракеты «Вассерфаль» ракету противовоздушной обороны.
В сентябре 1945 года в Германии, в городе Бляйхероде, начал работать советско-германский институт «RABE». Его начальником назначили Бориса Чертока. Сергей Королев после ознакомления со структурой института и направлениями работ на прощание сказал Борису Евсеевичу: «Представляется мне, что мы еще не один раз встретимся». И не ошибся: их сотрудничество при разработке ракетной техники продолжалось много лет.
11 января 2012 года