12:39, 7 января 2012 года

Чем занимались в новогодние и рождественские праздники наши предки

Кажется, что противостоять этому практически невозможно — сам ритм нашей жизни обуславливает и облегчение карманов, и душевное опустошение. И даже те, кто успевает сбежать от январской депрессии на южные моря, только получают отсрочку. Депрессия настигнет его в феврале, только и всего. И стукнет по лбу в самый канун дня Всех Влюбленных… Но не о том сейчас речь.

Гораздо интереснее вспомнить, как наши предки, особенно те, что не были избалованы заграничными водами, балами-маскарадами и домашними театрами, а те, кто среди суровых будней, таких же холодных и снежных, ухитрялись радоваться жизни, работать, отдыхать, сочинять песни и сказки, не унывая и не сгибаясь от зимней хандры и разных прочих сплинов.

Стоит, пожалуй, вспомнить, что весь рождественско-новогодний период был в старые времена чередой разных любопытных «приметных» дней и праздников. Все было расписано и распределено — на что обращать внимание, что делать в том или ином случае.

Судите сами — за пять дней до Рождества (ныне 2 января) на Руси праздновали день Святого Игнатия Богоносца. В деревнях служили молебны, ходили крестным ходом вокруг села, чтобы охранить крестьян, их дома и пашни от всякой напасти. В этот день полагалось особенно настойчиво и щедро угощать всех, кто зашел в дом «на огонек».

За два дня до Рождества (сейчас 5 января) был «приметный» праздник святого Федула. Радовались любому ветерку и даже метели. «Если Федул ветер надул — быть урожаю». В этот день на пашне проводили молитву в форме заговора, традиция существовала еще с древних языческих времен…

6 января, в Сочельник, в канун Рождества, делали «большую уборку» в избах: мыли потолки и стены, скоблили ножом и натирали можжевельником полы. Ходили в баню, меняли белье. Ели в Сочельник по-строгому: капусту с квасом, хлеб, взвар или сочиво. Вечером на стол ставили кутью — и это служило отличным поводом позвать гостей — помните, в Гоголевской «Ночи перед Рождеством» Чуба и кума пригласили к дьяку «на кутью». Кроме угощения кутьей (нередко под чарку, что греха таить) занимались и серьезными делами: в этот вечер готовились к завтрашнему празднику — затирали пироги, ставили блины, месили тесто для пышек.

С вечера по домам ходила коляда — переодетая молодежь в вывернутых мехом наружу шубах и со звериными масками на лицах. Величали хозяев, не жалея добрых слов, а те в благодарность наделяли колядующих лакомствами.

С этого дня и до самого Крещения продолжались Святки — время особенно веселых молодежных вечеринок, если так можно выразиться, игр, посиделок, катания на льду и прочих забав. При этом дни с Сочельника до Нового года назывались Святыми вечерами, а с первого дня Нового года до Крещения — страшными вечерами. В эти дни особенно берегли скот от порчи; зато именно у хлевов устраивались самые «правильные» гадания: считалось, что именно там в эти ночи бродит нечистая сила, которая может открыть судьбу.

Пока молодые люди развлекались, их родители уже готовились к делам серьезным: перебирали семена, чинили инвентарь.

Примечали: если на Святках дни стоят пасмурные и не слишком морозные, то хлеб уродится хороший; ясные же, солнечные и морозные дни означали неурожай. Зато ясные звездные ночи в рождественские праздники предвещали обилие грибов, ягод и орехов.

С Рождества начиналось обычно похолодание. В этот день по древнему обычаю время перед заутреней было посвящено «обсеванию» изб. Его совершали пастухи. Обходя дома до рассвета, они поздравляли хозяев с праздником и бросали в каждую избу горсть овса с приговорами: «На живущих, на плодущих, на здоровье». «На полу, под лавкой — ягняток, на лавке — ребяток», «Ягнята за лавочкой, телятки у лавочки, поросятки — по всей избе», «Сею-посею ярой пшеницей, овсом и гречихой на телят, на ягнят и на всех крестьян!»

Рождественское разговенье принято было начинать с обильной и вкусной еды. Готовились разнообразные блюда из свинины, например, обязательный в Рождество поросенок, начиненный кашей, или кабанья голова с хреном; в обычае было подать к столу окорок запеченный, копченый или горячий отварной с горохом, жаркое или заливное из поросенка, студень из свиных ножек. В конце XIX века настоящим «народным» блюдом стала жареная свиная грудинка с картошкой.

Во многих краях и губерниях к празднику пекли из пшеничного теста печенье виде домашней живности — коровок, овечек, петушков. Эти печеньки назывались «козульки» и дарились родным, друзьям, соседским детям, ими даже украшали окна. В построждественскую неделю (сейчас она приходится на 6-13 января) люди ходили друг к другу в гости с поздравлениями и угощениями.

В новогодний (Васильев) вечер крестьянские семьи усаживались всем составом разбирать свиную голову, олицетворявшую плодовитость и благополучие. Ели затертую из гороха кашу, приговаривали: «Свинку да боровка для Васильева вечерка!»

С этого вечера и до вечера на 18 января была неделя активных святочных гаданий. Гадали при свете лучины в избах, собираясь на девичники, гадали у бань и амбаров, гадали, выходя на проезжую дорогу…

Вечером перед Крещением, в Крещенский сочельник, также постились, ели постную кашу и овощи. В Тверской губернии в этот день пекли сочни (пирожки из творожного теста) с ягодами; в других местах популярны были пресные тонкие лепешки из ячневой муки на конопляном масле. Пекли также блины, медовые сладкие оладьи, постные пироги с горохом, кашей, капустой. Позже стали печь пироги с картошкой.

У калужских крестьян был свой способ приготовления сочива (постной каши): сырой ячмень толкли, приправляли медом и парили в печке в закрытой посуде.

Народ примечал: снежное Крещение — будет хороший урожай ржи и пшеницы; то же самое предвещало туманное крещенское утро, снегопад хлопьями и синие облака в полдень — и не упускали возможности порадоваться заранее будущему изобилию. Радовались активно, не забывая согреться веселящей чаркой и под хорошую закуску — ведь с этого дня начинались самые яростные — крещенские — морозы.

Через четыре дня после Крещения отмечали именины Григория. Кроме того что чествовали всех тезок святого, смотрели, есть ли иней на стогах. Наличие его обещало много дождей и обилие рыбы в окрестных реках и озерах. И этому радовались, предвкушая удачную рыбалку.

А на следующий день, на святого Федосея, уже ждали весну. Если день был солнечный, с оттепелью, говорили: «На Федосея тепло — на раннюю весну пошло»…

На следующий день, Татьянин, солнышко означало ранний прилет птиц, скорое лето, теплый май. Правда, до теплых весенних дней еще предстояло пережить страшные «афанасьевские» морозы — Афанасия Ломоноса праздновали на шестой день после святой Татьяны — 31 января.

«Суперстиль». 

«Красный январь. Формула любви к зиме»
Газета «Ставропольская правда»
6 января 2012 года