Роль СМИ с развитием Интернета кардинально меняется
Юбилей онлайн-версии «Ставрополки» был выбран не случайно. Напомним, что она была создана, по сути, на заре Ставнета, когда только появлялись первые веб-страницы, а ставропольцы только начинали изучать и осваивать интернет-технологии, понимать их особенности и возможности. А потому первая десятилетка сайта «Ставропольской правды» красноречиво отражает основные этапы развития ставропольского сегмента сети Интернет.
Безусловно, в последние годы многое изменилось. Улучшилось качество связи, Интернет для ставропольцев стал намного доступнее, да и ресурсов с региональной информацией теперь не сосчитать. При этом констатируем: традиционные СМИ по большей части еще сохраняют свою аудиторию, но в борьбе за нее все же выигрывает Интернет. Вместе с ним люди получили широкие возможности и хотят получать информацию быстро, подробно и наглядно.
Причем они желают не только быть в курсе происходящих событий, но стремятся и сами активно участвовать в информационном процессе. Так, с помощью глобальной Сети мир, по сути, научился информировать себя сам: для многих постоянными генераторами новостей становятся обычные люди, повествующие о происходящем вокруг в своих блогах или социальных сетях. Кроме того, миллионы событий фиксируются ежедневно на камеры телефонов и камеры слежения, а потом появляются в Интернете. Нередко получается, что освещение события происходит параллельно с тем, как оно развивается. И это нельзя назвать хаосом, просто это новый мир, к условиям которого надо приспосабливаться и привыкать. Потому что, как прозвучало на встрече в пресс-клубе «СП», сейчас в процессе информирования аудитории кардинально меняется и роль СМИ.
Профессиональные средства массовой информации – как в Интернете, так и традиционные офлайновые – нужны аудитории. Но если вчера именно СМИ находили новость и передавали ее общественности, то теперь иной подход. Люди хотят знать, что о том или ином событии говорят и что оно может означать. И именно профессионалы могут выбрать из всего потока важную информацию, проверить, обработать и преподнести ее читателю в удобной форме, на грамотном языке.
И казалось бы, уже близки к реальности часто повторяемые в последнее время слова: если какой-то новости сейчас нет в Интернете, то ее нет вообще. И в продолжение этих мыслей можно было бы сказать, что привычные нам газеты, журналы, теле- и радиопрограммы скоро исчезнут. Но не будем повторять прогнозов наподобие тех, которые озвучил герой фильма «Москва слезам не верит», предрекая скорую смерть театру и кино в связи с появлением телевидения. Газеты живут ведь не только потому, что еще не все имеют доступ к Сети и умеют ею пользоваться. Наверное, многие согласятся, что печатное слово остается, простите за каламбур, в хорошем смысле слова более «весомым», то есть основательным, надежным и в каком-то плане более правдивым и солидным. Так или иначе, но пока оно связывается с большей ответственностью. Ведь не секрет, как много в Интернете информационного «мусора» и вранья.
Может, потому и онлайн-версии традиционных газет нередко имеют более высокую популярность среди читателей, чем их собратья – ресурсы, живущие только в Сети. Последние в погоне за посещаемостью нередко чуть ли не главной ставят цель подстроиться под темы, сформированные агрегаторами новостей. В итоге зачастую мы видим, что в топах оказываются далеко не самые важные и общественно значимые публикации. Зато мгновенно тиражируются сообщения криминального и как бы сенсационного характера, нередко нагнетая лишнюю панику. Но, в свою очередь, на примере онлайн-«Ставрополки» мы не раз убеждались, что у нас читают не только так называемую «кримуху». При своевременном опубликовании завидным читательским интересом пользуются серьезные аналитические материалы наших журналистов.
Напоследок остается сказать, что сегодня мы все, по сути, одновременно являемся и потребителями, и создателями новой медиареальности. А значит, в полной мере от нас зависит, какой она будет.
24 декабря 2011 года