07:38, 25 ноября 2011 года

Нурдин Усамов первый гражданский обладатель «Золотой Звезды» Героя России

«Не забывай, откуда родом!»

«Нур» в переводе с чеченского означает «сияние». Потрясающе, но Нурдин можно «расшифровать» как «Дающий (дарующий) сияние», то есть свет! Получается, что имя этого человека предопределило его судьбу. После окончания в 1972 году факультета электрификации Московского института инженеров сельскохозяйственного производства он всю жизнь посвятил электроэнергетике. Это если не считать трех лет работы в партийных органах, во время которых даже довелось служить трудовому народу вторым секретарем ГК КПСС Грозного. Начинал мастером, а поднялся до генерального директора ОАО «Нурэнерго» и советника председателя правления РАО «ЕЭС России».

Нурдин рос в семье, где было семеро детей – три брата и четыре сестры. Он убежден, что хоть в его жизни встречалось немало учителей, наставников, советчиков и доброжелателей, для него не было более принципиального и порядочного, более чистого душой и сердцем человека, чем отец, Данилбек Усамович. Когда парень решил ехать в столицу поступать и известил об этом родителя, то не услышал от него каких-то общих и скучных нотаций. Отец произнес лишь несколько слов, которые врезались в память Нурдину навсегда:

- Сын мой, лучше пусть из Москвы придет весть о том, что ты умер, чем сообщение о том, что ты сделал какую-то подлость. Не забывай, откуда ты родом и куда тебе придется вернуться.

Данилбек Усамович и его супруга Зара Ахмсултановна не оканчивали университетов и не купались в роскоши, наоборот, перебивались, что называется, с хлеба на воду, но всех своих детей воспитали так, что те получили высшее образование. Мама Нурдина слыла «правильной» и мудрой женщиной, а потому советоваться с ней не стеснялись и старики. Отец тоже отличался рассудительностью и взвешенностью в суждениях и поступках. Наставляя сыновей и дочерей на путь истинный, часто повторял:

- Успех и победа не приходят сиюминутно, а чтобы достичь их, надо много и упорно трудиться. Быть настойчивым и целеустремленным.

Именно так и строил свою жизнь Усамов-младший.

«Агент Москвы»

В октябре 1996 года Нурдин Данилбекович вынужден был тайно уехать вместе с семьей из Грозного, поскольку со стороны политиков, находившихся в тот период у власти в Чечне, начались гонения на «пророссийских» специалистов. В числе так называемых «агентов Москвы» оказался и генеральный директор АО «Гроз-энерго» Усамов. Он вспоминает, что, когда покидал Грозный, даже двери своего дома оставил открытыми, поскольку знал, что жилье все равно разграбят. Кстати, позже этот дом Шамиль Басаев продал одному из приближенных.

Через два года после переезда на Ставрополье у Нурдина Данилбековича пропал младший сын. Первоклашка утром ушел в школу и не вернулся. Родители с ног сбились, но нигде не могли найти ребенка. И лишь спустя несколько дней им позвонили неизвестные и сказали, что, если хотят вернуть паренька, то пусть приготовят огромнейший выкуп. Усамов не любит вспоминать о том случае – для него это до сих пор незаживающая рана. Он неохотно поведал мне, как пытался целых девять месяцев найти сыночка, которого злоумышленники прятали в подвалах, перевозя с места на место там, в Чечне. И как наконец, приложив неимоверные усилия, с помощью многих родственников и друзей удалось вызволить мальчика.

- Я считаю, что только Всевышний помог мне и моим близким снова его увидеть, – говорит Нурдин…

Возвращение

Нужно заметить, что в девяностые годы электроэнергетика Чечни дважды подвергалась разрушению. А во вторую военную кампанию от некогда мощной и развитой отрасли вообще остались одни руины. Осенью 1999 года, в самый пик контртеррористической операции на территории ЧР, руководство России предприняло первые шаги по реанимированию энергетики республики. Тогдашний председатель правительства страны Владимир Путин дал указание восстановить подачу электроэнергии во втором по величине городе Чечни Гудермесе.

Контролировать реализацию сложнейшей задачи в Чечню прилетел бывший в то время председателем правления РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс. По его поручению главным действующим лицом этого проекта стал занимавший пост заместителя начальника производственно-технического департамента РАО «ЕЭС» Усамов.

- Когда я ознакомился с положением дел, то ужаснулся, – признается Нурдин Данилбекович. – В республике не было ни одной электростанции или подстанции, ни одного предприятия энергетики – все представляло собой груды строительного мусора. А некогда красивейшее здание управления АО «Грозэнерго» превратилось в… котлован. К слову, еще в пору СССР энергосистема Грозного являлась одной из ведущих в Союзе. Но боевые действия ее разрушили до основания. Безвозвратно были утеряны оборудование и техническая документация.

Однако главной потерей оказались специалисты – все они вынуждены были покинуть пределы Чечни. С кем восстанавливать целую отрасль? Понятно, что один в поле не воин, и Усамов стал усиленно разыскивать профессионалов-энергетиков. Он копался в Интернете, искал новые адреса и номера телефонов единомышленников и прежних коллег, списывался и созванивался, просил приехать. На его призыв откликнулись сотни человек со Ставрополья, из Ростовской области, Краснодарского края и других субъектов России. Возможно, для кого-то это покажется неправдоподобным, но люди действительно возвращались под его имя. Один из специалистов так и сказал:

- Мы добровольно ехали туда, в войну, разруху и холод, потому что там был Усамов. Для каждого из нас он – огромный авторитет, настоящий «генерал». И мы прекрасно знали, что, если Нурдин что-то говорит, значит, так нужно!

А нынешний директор Центральных электросетей «Нур-энерго» Умар Макаев так характеризовал своего шефа:

- Он умеет превращать любую работу в искусство и увлечь ею окружающих его людей.

«Обыкновенная работа» под пулями

За две военные кампании в Чечне в девяностые годы прошлого века при восстановлении энергосистемы республики погибли 89 энергетиков и четыре заместителя Усамова (у одного не выдержало сердце нервной перегрузки, а трое были расстреляны бандитами). К слову, среди первых похищенных людей в Чечне оказался и младший брат Нурдина Данилбековича – Насредин. Его, главного инженера электростанции ТЭЦ-2, боевики насильно вывезли в неизвестном направлении прямо из рабочего кабинета. И только через три с половиной месяца после долгих переговоров стало возможным вернуть Насредина. А сам Нурдин пережил два покушения и две контузии.

В 1999-м восстановительные работы зачастую велись под обстрелами бандитов. С воздуха специалистов и рабочих прикрывали вертолеты, а на земле – подразделения ОМОНа, усиленные БТРами. Энергетики реально рисковали собой, но шли на это. Как говорит Усамов, они верили, что, если поднимут свою отрасль с колен, то возродится и экономика республики, наладится нормальная жизнь. Ради этой цели они фактически приносили себя в жертву, абсолютно не задумываясь об орденах и званиях. Никто не обещал им и длинного рубля – зарплаты у них были мизерные при полном отсутствии льгот.

- Наши энергетики в лесу, под дождем и снегом, по пояс в воде монтировали провод ЛЭП, – вспоминает Усамов. – Они следовали за танком со специальными подвесками, под которыми рвались мины. Впрочем, саперов часто не хватало, поэтому прилегающие к линии электропередачи участки зачастую сами проверяли штырями. Но для нас это была обыкновенная работа, несмотря на постоянные провокации боевиков.

Примечательно, что АО «Гроз-энерго» к тому времени де-факто и де-юре уже не существовало. И совет директоров РАО «ЕЭС России» принял решение начать, что называется, с чистого листа – создать совершенно новое предприятие. Для названия рассматривались несколько вариантов, например, «Чечен-энерго» или «Аргунэнерго». Но остановились на самом, как показалось многим, оптимальном – «Нурэнерго», воплощавшем в себе символ света. А то, что имя генерального директора оказалось созвучным, чистая случайность. Хотя, может, и закономерность…

У Нурдина Данилбековича все было расписано по дням: когда и какой город или район необходимо восстановить. Эта программа иногда корректировалась по срокам выполнения. И, что примечательно, в сторону уменьшения. Он до сих пор помнит, что, например, в Гудермесе электричество появилось 26 ноября 1999 года вместо запланированного 30-го, в Шалинском районе – 8 марта 2000-го, а не 15-го, в Урус-Мартане – не 10 марта, а на две недели раньше намеченного. Вот в таком, практически круглосуточном ритме шла кропотливая работа уже на тот момент полуторатысячного коллектива (а всего до октября 2006 года в Чечне стали трудиться десять тысяч специалистов).

За три года электроэнергия была подана во все регионы республики, заново отстроены 74 подстанции, протянуты 7,5 тысячи километров электролиний, восстановлены общепроизводственные объекты. Для энергетиков, потерявших во время военных действий жилье, возведены городки в Грозном и станице Червленой Шелковского района, где проживают 130 семей.

Ожесточенные бои не пощадили не только мирных жителей, здания и предприятия, но и памятники. Каждый раз, проезжая по улице Победы (ныне улица Путина) в столице Чечни, Нурдин не мог равнодушно смотреть на разрушенный монумент героям Гражданской войны Асламбеку Шерипову, Николаю Гикало и Гапуру Ахриеву, олицетворявший дружбу народов. Вместо некогда гордых солдат высилась лишь каменная глыба.

- Но ведь это одна из страниц нашей истории, – рассказывает Усамов, – на примере которой я и мои сверстники воспитывались любить свою Родину. Вот мне и пришла мысль возродить памятник.

Благородную инициативу Нурдина Данилбековича поддержал коллектив ОАО «Нур-энерго», и каждый из сотрудников перечислил свой однодневный заработок на восстановление монумента. Теперь герои Гражданской войны с достоинством занимают свое прежнее место.

Неличные награды

21 марта 2003 года Президент РФ Владимир Путин, вручая в Кремле «Звезду Героя» Нурдину Усамову, сказал:

- В первую очередь это благодарность жителей самой Чечни за то, что вы с риском для жизни даете людям и восстанавливающейся экономике тепло и свет.

Высокую награду Нурдин Данилбекович воспринял именно как достижение всех энергетиков республики, а не как сугубо личное. Впрочем, и других «неличных» наград у него немало – это орден Дружбы, орден Мужества, орден Святого Александра Невского I степени и медаль «За заслуги перед Чеченской Республикой» I степени.

Сегодня пенсионер и ветеран энергетики растит детей и внуков, помня заповедь отца: «Не забывай, откуда ты родом!».

«Путь к свету»
Газета «Ставропольская правда»
25 ноября 2011 года