Мария Кирпищикова.

Мария Кирпищикова.

© Фото: из архива газеты «СП»

Наталья Донская.

Наталья Донская.

© Фото: из архива газеты «СП»

Предгорный комплексный центр социального обслуживания населения.

Предгорный комплексный центр социального обслуживания населения.

© Фото: из архива газеты «СП»

Маргарита Дроздова и заваривает, и наливает фиточай с душой, как все, что она делает.

Маргарита Дроздова и заваривает, и наливает фиточай с душой, как все, что она делает.

© Фото: из архива газеты «СП»

Татьяна Кобыльникова с одной из своих подопечных.

Татьяна Кобыльникова с одной из своих подопечных.

© Фото: из архива газеты «СП»

Виктор Иванович – бывший летчик и сегодняшний стихотворец и Татьяна Спивак.

Виктор Иванович – бывший летчик и сегодняшний стихотворец и Татьяна Спивак.

© Фото: из архива газеты «СП»

Евдокие Есаевой – 108 лет.

Евдокие Есаевой – 108 лет.

© Фото: из архива газеты «СП»

Книга – лучший друг для Василия Ивановича.

Книга – лучший друг для Василия Ивановича.

© Фото: из архива газеты «СП»

Первыми были и остаются

Нынешнее здание Предгорного комплексного центра социального обслуживания населения похоже на сказочный дворец. Чистота, уют, цветы во дворе, «умные лампочки» внутри здания, которые загораются только на подходе, компьютерное оснащение для сотрудников, спортивный зал... Появилось это чудо социального обслуживания всего год назад.

– В июне прошлого года, – рассказывает главный специалист отдела организации социального обслуживания и адресной помощи населению министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Марина Колобовникова, – торжественное открытие нового здания центра стало как бы определенной знаковой точкой не только для системы социальной защиты жителей района, но и для Ставрополья в целом. Здание было построено в очень сжатые сроки – с августа 2009 по май 2010 года – за счет средств краевого бюджета. Сумма, затраченная на строительство, – 30 миллионов рублей. Под новое здание центра администрация Предгорного муниципального района выделила земельный участок.

Здание построено с учетом требований санитарно-гигиенических норм, правил пожарной безопасности и безопасности труда.

Площадь в 760 квадратных метров позволила разместить в нем отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, срочного социального обслуживания, социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, торговое отделение, социальные парикмахерскую, магазин, столовую, мастерскую по ремонту обуви, медицинский кабинет, тренажерный зал, административно-хозяйственный блок, улучшить условия работы сотрудников, организовать работу с клиентами на высоком уровне и обеспечить предоставление им качественных социальных услуг и в полном объеме.

Согласитесь, такое новоселье — это закономерный итог восемнадцатилетней деятельности центра. Все эти годы его возглавляет Наталья Дмитриевна Донская.

– Наш центр, – говорит она, – был создан одним из первых в крае. Он – базовый для всего Ставрополья, и с 1996 года является опорно-экспериментальным в Российской Федерации. У нас проводятся всероссийские семинары, приезжают за опытом коллеги из всех районов Ставрополья и многих регионов нашей страны. Начинали же практически с нуля: не было помещений, опыта работы. Но наш коллектив обладает такими уникальными качествами, как желание учиться и использовать в работе все новое.

И это не пустые слова. Судите сами. Сегодня в структуру центра, кстати, крупнейшего на Ставрополье, входят 26 подразделений, которые в каждом населенном пункте района (а их 15) выполняют функции мини-центров по оказанию комплексной социальной помощи и услуг нуждающимся. Главным его достижением по праву считается реализация социального проекта «Оптимальная модель комплексного центра социального обслуживания населения в сельской местности». Этот проект – логическое продолжение многолетней работы центра по апробации, развитию и совершенствованию целостной системы по обеспечению сельского населения высококачественными социальными услугами.

Согласитесь, что в наших современных условиях, когда во многих селах не осталось домов быта, а значит, и ателье, и парикмахерских, и мастерских по ремонту обуви, а люди просто не в состоянии за стрижкой ездить в райцентр, такие мини-центры стали настоящей палочкой-выручалочкой. Именно поэтому опыт Предгорного центра соцобслуживания так востребован не только в нашем крае, но и во всей России

– Мы начинали эту работу, – продолжает Н. Донская, – с понимания того, что на стыке веков и противоположных политических формаций важно не оставить на обочине жизни, дать надежду, утешение и, главное, реальную помощь всем людям, нуждающимся в социальной поддержке.

Уже тогда центр уловил тенденцию демографического старения населения, особо выраженную в сельской местности. И стал развиваться не по типовому положению. Оставим за рамками этого материала, как это далось и удалось, но все мы понимаем, что «нетиповое развитие» нужно было не только придумать и воплотить, но и отстоять в вышестоящих инстанциях. И тут два разноформатных фактора сложились в единое действие.

По словам Натальи Донской, руководители министерства труда и социальной защиты населения оценили новый подход и оказали на всех этапах развития центра конкретную помощь. Вторым фактором стала сама Н. Донская. Ее энергии и настойчивости можно только по-доброму позавидовать. Она, бесконечно доверяя своим сотрудникам, везде успевает еще и сама. И видит, впрочем, как и положено руководителю, то, что «замыленный» взгляд сотрудника пропускает. В ней единым сплавом соединены обаятельнейшая женщина, профессионал и компетентный работник. Не зря же Н. Донская награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, медалями «За доблестный труд» третьей степени, «За заслуги перед Ставропольским краем» и другими, знаками золотого и серебряного ордена «Отличник качества Ставрополья», дипломом «Женщина – директор года». За каждой из этих наград – труд ее и коллектива центра для десятков тысяч людей, которые в своих заброшенных селах – что уж тут скрывать – не чувствуют себя забытыми.

Движение друг к другу

Давайте посмотрим, как это происходит на практике. Например, в отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в станице Бекешевской. Хорошая, говорят, раньше была станица. Богатая. На плодородной земле, что ее окружает, работали пять колхозов. Сейчас выглядит Бекешевская уныло: пыль, плохие дороги. Зимой, наверное, ни пройти ни проехать. Всем, кроме соцработников. Потому что их дело нужно делать в любую погоду. Валентина Сергиенко, руководитель этого отделения, – ветеран социальной службы. Работает в ней почти два десятилетия.

И не устает что-то новое устраивать. Перечень того, что должны делать сотрудники этого отделения, едва умещается на трех компьютерных страницах, так что перечислять бессмысленно – много. Скажем только, что деятельность этого и всех других отделений направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания, поддержку их социального, психологического и физического статуса и защиту их прав и интересов. А вот о том, что в Бекешевской делают лучше, чем в других подобных отделениях, рассказать стоит.

Это те самые услуги, которых днем с огнем во многих селах не сыскать. Ну, например, работает здесь швейная мастерская. Швея, молодая и застенчивая Светлана Васильчук, трудится здесь недавно, но то, что выходит из-под иголки ее машинки, уже полюбилось селянам. Так что обращаются к ней не только с мелким ремонтом – брюки, например, подшить или дырку залатать, но заказывают и более серьезные вещи. Недавно молодая семья попросила сшить приданое для малыша. Бабушки платья да другие обновы у нее заказывают. Но есть у Светланы и государственная, скажем так, работа. По плану центра. Она шьет и шторы, и халаты, и фартуки, и многое другое. Потом их наденут бабушки в стационарах для одиноких и пожилых людей (их в Предгорном районе четыре). Причем здесь стараются выкраивать те же халаты из разного материала – малыми партиями, чтобы пожилые женщины и здесь чувствовали себя индивидуальностями.

В Бекешевском филиале и массажная кровать «Нуга Бест» есть, которую не во всякой поликлинике краевого центра найдешь, и зал тренажеров, и аппликатор Ляпко, который помогает при многих хворях, и миостимулятор для коррекции фигуры, и даже в душевой кабине можно вымыться. А что, в селе не в каждом доме такие удобства! Так что все, в том числе и помывка, пользуется популярностью у селян. Цены вполне приемлемые. Та же помывка – 11 рублей, тренажеры – 50 рублей за час, массажная кровать – 80. А еще здесь есть парикмахер, у нее могут постричься и подопечные центра, в том числе и лежачие, и прическу сделать все желающие.

Что же касается основной работы соцработников в селе, она на такой высоте, что я поначалу даже не поверила, что всех своих более двух тысяч подопечных, патронируемых учреждением социального обслуживания (всего в Бекешевской живет 3050 человек), Валентина Сергиенко знает.

– Может, и не всех в лицо, – улыбается она, – но знаю не только тех, кто сейчас нуждается в нашей опеке, а и тех, у кого проблемы могут появиться завтра.

Вот на стене карта охвата – на ней разноцветными значками отмечены дома инвалидов Великой Отечественной, просто инвалидов, многодетных семей и так далее и тому подобное. Учет и контроль, которые ведутся совместно с администрацией станицы, не для галочки, не для отчета. Для обеспечения жизни тех, ради кого, собственно, и трудятся социальные работники. Три инвалида Великой Отечественной, четыре ее участника всего-то осталось – им особое, каждодневное внимание. Иначе можно и не успеть. Бекешевская – станица пожилых людей. За два месяца 271 человек умер.

Многие селяне на учете в соцслужбе с прицелом на будущее. Например, сейчас глава семьи занят на сезонных работах – все благополучно, но что будет, когда эта работа закончится? Так же отслеживается в каждом населенном пункте и ситуация с детворой. Социальные работники знают, сможет ли многодетная семья снарядить всех своих деток в школу. Если нет, помогут. (К нынешнему 1 сентября, например, купили школьные наборы для 600 ребятишек района.) С «неблагополучной» мамой и поговорят, и отругают, и… тоже помогут. Это сложная работа. Но если ее не будет, появится социальное сиротство, которое еще сложнее. По-научному это называется мониторинг. По жизни – взаимное движение друг к другу людей, которые уже не могут обходиться без посторонней помощи, и тех, кто по долгу службы и по велению души должен им помогать.

Кстати сказать, сотрудники социальной службы района помогут и тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Оказывается, есть и такой термин. Этим занимается отделение срочного социального обслуживания. Сюда могут обратиться жертвы насилия, в том числе и семейного, вынужденные переселенцы, люди, пострадавшие от межэтнических конфликтов, стихийных бедствий и техногенных катастроф. И даже для бомжа здесь найдут одежду, покормят его, попытаются пристроить на жительство. Короче, не оставят в беде никого.

Жить сегодняшним днем

Работу комплексного центра социального обслуживания населения Предгорного района специалисты называют оптимальной моделью. Что, на мой взгляд, вполне заслуженно. Наверное, закономерно, что она была разработана и внедрена именно в Предгорном районе – одном из самых уникальных регионов Ставрополья, который входит в состав Кавказских Минеральных Вод и окаймляет все известные города-курорты. Район – сельскохозяйственная кормилица федерального курорта, один из самых густонаселенных и многонациональных с населением свыше 106 тысяч человек.

– Для того чтобы оказывать реальную помощь и поддержку населению, – убеждена Наталья Донская, – необходимо создать устойчивый комплекс, который отвечает потребностям людей и направлен на улучшение качества социального обслуживания населения. В нашем центре мы апробировали и внедрили социальную технологию организации социального обслуживания населения по участковому принципу. Суть ее в том, что социальный работник доходит до каждого жителя на своем микроучастке, не оставляет без внимания ни одну проблему. При этом максимально оптимизируются такие важные факторы, как трудовой процесс, материально-финансовый механизм, доступность и качество социальных услуг и помощи. Не нужно создавать дополнительных структур. В нашем учреждении специально разработаны программы здорового образа жизни для клиентов отделений надомного и полустационарного обслуживания, обучения в специальном классе компьютерной грамотности клиентов центра. Клиентская служба функционирует по принципу «одного окна».

Есть еще и централизованная многофункциональная служба сервиса, которая моментально реагирует на потребности жителей, выявленные на местах. Это социальные такси и магазины, в которых продукты значительно дешевле (они тоже выезжают во все населенные пункты района более ста раз в году), и пункт проката инвалидно-реабилитационной техники. И те самые мастерские, о которых мы уже говорили.

Кто же все это многообразие обеспечивает? В центре работают более четырехсот человек, и труд их организован оптимально. Здесь внедрен пилотный проект по автоматизации социального обслуживания на дому. Того самого, который в других городах и весях порой считается непрестижным. Какой уж тут престиж – в магазин сходить, полы помыть! В Предгорном районе каждый социальный работник оснащен… мини-компьютером, палм называется. То есть не только освобожден от выполнения механической работы по ведению дневника за каждым опекаемым. Поверьте, это очень нудная, занимающая много времени работа. Значит, появилось время для оказания платных услуг – тех, что не входят в перечень гарантированных услуг, но тоже необходимы инвалидам и старикам. В наше время этот приработок отнюдь не лишний для соцработников, тем более что половина из этих денег идет на увеличение заработной платы им же. Благодаря этому сегодня средняя заработная плата социального работника в Предгорном центре около восьми тысяч рублей. Повысился и престиж работы — это уже не «убиралки», а серьезные специалисты, вооруженные компьютерной техникой. Данные с палма, кстати, передают в центр через Интернет. Так что Наталья Донская совсем не против, а даже за учебу своих сотрудников. Одно время учились 42 человека, каждый десятый, сейчас 24. Инновационные технологии для сотрудников центра не пустой звук, так что надо дружить с наукой. С Российским государственным социальным университетом и его филиалом в Пятигорске, например, заключен договор о совместной деятельности. В его рамках проходит практика студентов вуза. За последние три года 212 из них практиковались в центре, 28 потом пришли сюда на работу. Коллектив, что говорить, в основном женский. Но большинство работают здесь все 18 лет.

Сектор платных услуг населению наряду с производственно-хозяйственной деятельностью закладывает финансовое благополучие центра. Недаром же Н. Донская сначала развивала, кохала и лелеяла свои маленькие филиалы, а потом уже – почти семнадцать лет спустя – строила помещение в Ессентукской для центрального аппарата. А еще она удивительно продуктивно может делать то, что на языке официальных документов называется привлечением благотворительных ресурсов для оказания социальной помощи. В 2009 году центром заработано более пяти миллионов рублей, в 2010 году – около восьми миллионов внебюджетных поступлений. За последние два года поступление денежных средств в виде пожертвований составило два миллиона рублей. Мне кажется, что спонсоры (а это в основном предприниматели района и руководители учреждений) жертвуют деньги так охотно, потому что видят: и сами сотрудники центра без дела не сидят.

– Вы уверены, – спросила я руководителя центра, – в том, что движетесь в правильном направлении?

– Мы находимся на самом острие проблем, – ответила Наталья Донская, – служим тому, чтобы нуждающемуся человеку вовремя пришла помощь и поддержка в виде социальных услуг. Я уверена, что созданная модель комплексного центра для жителей сельской местности отвечает всем потребностям сегодняшнего дня.

Третий возраст

Кстати, о дневных заботах сотрудников центра. В станице Ессентукской есть специальное отделение дневного пребывания. Руководит им Маргарита Дроздова. Именно благодаря ей в отделении существует та особая атмосфера, которую все его посетители называют домашней. Впрочем, и все остальные сотрудники под стать. Это медсестра Нина Пичинкина, культорганизатор Валентина Устюгова, баянист Александр Шмушкевич, психолог Любовь Иорданиди, повара Елена Будылина и Любовь Иноземцева.

Работа отделения дневного пребывания организована тоже не совсем типично, то есть не так, как это принято. Раньше такие дневные стационары были во многих населенных пунктах. Маленькие, плохо оснащенные – государственных и даже спонсорских денег на все не хватало. Решили все сконцентрировать в одном месте – новом здании центра. Оказалось, придумали правильно. А для посетителей – никаких неудобств. Утром их забирает из села или станицы социальное такси. После обеда отвозит обратно.

Действует этот дневной стационар по принципу профильных смен и охватывает пенсионеров и инвалидов всех 15 муниципальных сельских образований. Профильный принцип означает, что в одну смену здесь собирают любителей-садоводов, в другую – сельских мастериц, в третью – любителей поэзии, да и самих социальных работников приглашают сюда на реабилитацию... Общность интересов, как выяснилось, еще один важный ее фактор.

Это самое юное, скажем так, отделение центра, оно было открыто в июне прошлого года, но, пожалуй, оно – самое любимое детище его сотрудников и клиентов. Здесь все заставляет забыть и об инвалидности, и о болезнях, и о возрасте. Реабилитация, одним словом.

Вот только некоторые из отзывов тех, кто здесь побывал. «Это прекрасное, необходимое для людей пожилого возраста отделение». «После принятия всех процедур каждый клиент чувствует облегчение, бодрость, повышенную работоспособность». «Мы не только получили хороший заряд бодрости, но и с удовольствием включились в активную общественную жизнь». «Спасибо за достойную старость». «Такая гармония мероприятий меня словно перелицевала. Появились настроение, желание жить не одним днем и уверенность в том, что не надо считать себя таким уж беспомощным и безнадежным». «Вы помогли нам стать не зависимыми от внешней суеты, от домашних хлопот, неурядиц и болезней». «Дома буду продолжать занятия физкультурой и музыкальной культурой». «Сожалею только о том, что не знала об этом отделении раньше, сколько бы я уже могла получить положительных эмоций и поправить здоровье». Таких и подобных им записей в книге отзывов сотни. Кто побывал здесь раз, обязательно хочет приехать еще. Получится, но не очень быстро – в стационар дневного пребывания очередь. Главное достижение работы этого отделения в том, что люди, в силу болезни или инвалидности пребывающие в некой пустоте, начинают себя чувствовать востребованными.

Как здесь проходит день? Очень насыщенно. После приезда измерение давления, лечебная гимнастика по индивидуальной методике, которую проводит Николай Елапов, фиточай, минеральная вода – для всех, массаж для нуждающихся, занятия на тренажерах. Здесь же массажный акупунктурный комплекс для профилактики болезней опорно-двигательного аппарата на специальной кровати «Тhere max» и аппликатор Ляпко, и обед тоже совсем нетипичное мероприятие. Он клиентам дневного стационара не предусмотрен бюджетом. А Наталья Донская и ее сотрудники их кормят — за счет привлеченных благотворительных средств. Обходится горячее и очень вкусное питание в 20 тысяч рублей в месяц. Денег не жалко. Решили, что голодным людям ни лечение, ни развлечения впрок не пойдут.

А еще за полдня с клиентами успевает поработать психолог, они сами успевают заглянуть к парикмахеру Наталье Забуга. Она на пенсии, но без этой работы себя не мыслит, радуется, что ее ждут, что стрижки и укладки приносят немолодым людям настоящую радость. А еще остается время на терренкуры, музыкальные часы и творческие встречи. Работают в отделении дневного пребывания и три клуба по интересам: «Поэтические встречи» объединяют книголюбов и любителей поэзии, которые и сами пишут стихи, «Селяночка» собрала клиентов-затейников, которые принимают активное участие в подготовке и проведении различных мероприятий, «Флешка» помогает изучать азы компьютерной грамотности. В отделении активно развивается социальный туризм: проводятся и экскурсии по достопримечательным местам Кавминвод (в Пятигорске Государственный музей-заповедник Лермонтова, в Кисловодске Дом-музей Ярошенко, дельфинарий и краеведческий музей, в Свято-Георгиевский монастырь, в Минводский храм Покрова Божией Матери, Второ-Афонский монастырь и другие).

Людьми третьего возраста называют пенсионеров. Здесь, в отделении дневного пребывания, они забывают о возрасте. И это реальный результат государственной заботы о них.

Не по крови родство, а по судьбе

Нельзя не рассказать и еще об одной службе центра социального обслуживания Предгорного района – стационарах малой вместимости для одиноких пожилых людей и инвалидов. Их называют здесь домами пожилого человека. В центре функционируют четыре таких стационара, в которых сейчас находятся 85 человек. Все отделения такие уютные и домашние, что тех, кто здесь находится, уже не страшит такое слово, как «стардом». Благоустроенные жилые помещения, полноценное пятиразовое питание, всесторонний уход, комплекс квалифицированных услуг и активный досуг — это реальность домов пожилого человека в Предгорном районе А для людей, прикованных к постели, есть необходимая инвалидно-реабилитационная техника.

– В наших домах человек, проживший в сельской местности всю свою жизнь и попавший в трудную жизненную ситуацию, – говорит Наталья Донская, – остается жить на своей родине, в привычной для себя обстановке. В моральном плане для пожилого человека это играет большую роль. Не зря же народная мудрость гласит: где родился, там и пригодился. Надо, чтобы люди чувствовали себя нужными даже тогда, когда у них уже нет сил на активную деятельность.

Более того, содержание мини-стационаров в структуре центра обходится государству в четыре-пять раз дешевле, чем в больших стационарах. А это в современных условиях при дефиците бюджета, согласитесь, играет немаловажную роль.

Мне повезло, я побывала во всех четырех отделениях. Теперь я тоже не боюсь слова «стардом», да и произносить его не хочется. Потому что в Винсадах увидела настоящий социальный санаторий. Современный ремонт, светлые, уютные жилые комнаты, удобная мебель, ванные, прачечные и кухонные помещения, оборудованные по последнему слову техники. А во дворе поют фонтан и птицы.

Руководитель дома Татьяна Спивак улыбается:

– Мы конкурс по благоустройству в прошлом году выиграли. Надеемся, что и в этом не подкачаем.

Как же чувствуют себя обитатели дома пожилого человека? В смысле здоровья — по-разному. А вот душевный комфорт наличествует у всех.

...Например, после инсульта человек еще чувствует себя не очень уверенно, но знает свое сегодняшнее задание: поймать магнитиком рыбок. Такие задания получают все, кто перенес тяжелые болезни. Жители дома называют их школой. И очень переживают, если что-то не получается. Выпускникам школы даже медали специальные выдают. Айкануш Сафарова, ее называют здесь Алла-джан, ничего не видит, но по голосу узнает, приехала Наталья Донская, ждет ее, есть кому рассказать о жизни, есть кого обнять, как родную.

А вот Наталья Афанасьевна рисует. Наивные такие картинки получаются. Но психолог констатирует: они очень жизнеутверждающие. Мария Дмитриевна — настоящая рукодельница: все украшения во многих комнатах дома связаны ее руками. Разные люди, разные судьбы... Сейчас она у всех одна — быть досмотренными, накормленными и счастливыми. Они, правда, счастливы!

Даже те, кто живет в доме пожилого человека станицы Боргустанской. Он предназначен для тяжелобольных. В основном здесь находятся те, кто уже не может сам двигаться. Из двадцати сегодняшних постояльцев только пятеро могут сами дойти до столовой, остальным еду приносят в комнаты.

– Для людей, прикованных к постели, – говорит заведующая отделением Татьяна Кобыльникова, – здесь созданы идеальные условия, есть вся необходимая инвалидно-реабилитационная техника, тщательный уход, теплый микроклимат.

Выход или выезд в кресле на прогулки — ежедневно. А чтобы глазу было где остановиться, работает садовник Любовь Котова для того чтобы ничем не были обделены эти люди, и красотой тоже. Здесь, как и во всех других отделениях такого типа, потчуют постояльцев и хлебом собственной выпечки. Очень вкусным, кстати. Спросила у повара Натальи Кравцун: в чем секрет?

– Секрет один, – сказала она, – мука и рука.

И, если обобщать, руки, и сердца сотрудников службы милосердия — тоже немаловажный фактор жизни больных людей. 92-летняя Мария Борисовна Кирпищикова своей сегодняшней жизнью довольна.

– Я отсюда – никуда, – говорит она.

Здесь, в Боргустанской, обитает и долгожительница – Евдокии Есаевой исполнилось 108 лет.

В станице Бекешевской тоже свои особенности. Здесь упор — в силу характера заведующей Ирины Кадушкиной — на правильное питание. Свои огурцы, кабачки, картошка пусть и не обеспечивают потребности полностью, но все же свои. Есть и еще один плюс. Отделение находится в одном здании с местной больницей, и в нем при необходимости обеспечивается стационарное лечение, как говорится, не выходя из дома.

В станице Суворовской отделение временного пребывания, которым руководит Галина Мищенко, тоже имеет свои характерные особенности и традиции. Но есть во всех четырех домах общее: они создают условия для достойной жизни пожилых граждан, расширяют возможности их социальной активности. Наверное, все эти в какой-то степени казенные слова можно заменить простыми: в этих домах живут и работают родные люди — не по крови, а по судьбе.

Собственно говоря, это и есть та самая государственная политика отношения к старикам и детям, которая успешно реализуется на Ставрополье.

Валентина ЛЕЗВИНА

Любить людей – особый дар / Газета «Ставропольская правда» / 1 октября 2011 г.