17:20, 22 августа 2011 года

В Ставропольском крае утверждена программа по борьбе с терроризмом на 2012-2014 годы

Раньше у нас подобной программы не было. Но, по всей видимости, время настало. Угроза террористических актов как в Российской Федерации, так и на Ставрополье выдвигает уже совершенно новые требования к организации противодействия терроризму, в том числе его профилактике, борьбе с исполнителями «черных дел», а также минимизации последствий бандитских атак.

Население края, конечно, обеспокоено ростом террористических угроз, вызванных заметной активностью бандформирований на Северном Кавказе, напряженностью и нестабильностью в некоторых соседних республиках, сложными миграционными процессами. Растет количество мигрантов, прибывающих из государств – участников СНГ, и граждан РФ из регионов с неблагополучной криминогенной обстановкой.

К сожалению, теракты стали на Ставрополье реальностью с приходом банды Басаева в Буденновск в июне 1995 года. Затем в конце 2000 – начале 2001 года прокатилась серия террористических взрывов по городам Пятигорск (дважды – в октябре и декабре), Невинномысск, Минеральные Воды и Ессентуки.

После почти десятилетия относительного затишья бандиты вновь обратили свои взоры на край. В 2010 году 26 мая в Ставрополе сработало самодельное взрывное устройство на улице Ленина, 251. Бомба, мощность которой специалисты оценили в 400 граммов в тротиловом эквиваленте, была замаскирована под пакет сока и начинена металлическими поражающими элементами. Неизвестный оставил СВУ у железобетонной скамейки рядом с Дворцом культуры и спорта. В результате теракта погибли восемь человек, 42 получили ранения.

17 августа 2010 года громыхнуло в Пятигорске, на улице Кирова. Взрывное устройство мощностью до 40 килограммов в тротиловом эквиваленте было заложено в припаркованном автомобиле. К счастью, обошлось без погибших, но были ранены свыше 40 человек.

Все это вкупе продиктовало необходимость создания именно комплексной системы безопасности, подкрепленной финансами. Только из бюджета СК на реализацию программы «Ставрополье – антитеррор на 2012-2014 годы» будет выделено более полумиллиарда рублей. К слову, из этих денег предусмотрены субсидии муниципалитетам, но обязательным условием будет являться наличие в них собственных программ «Безопасный город». Краевое правительство сейчас предпринимает усилия, для того чтобы привлечь и федеральные средства в качестве софинансирования.

В чем же комплексность новой системы безопасности на Ставрополье? Начальник управления по координации деятельности в сфере обеспечения общественной безопасности, законности и правопорядка в Ставропольском крае аппарата правительства СК Сергей Сидоренко разъяснил «СП»:

- Все разработанные нами мероприятия по противодействию терроризму взаимосвязаны по срокам, ресурсам и результатам, а также сгруппированы в несколько разделов. Назову самые основные. Это совершенствование правовой базы края в области предупреждения терроризма и минимизации его последствий, профилактика, повышение организационно-технического уровня защищенности опасных объектов и информационно-пропагандистское сопровождение антитеррористической деятельности.

Программа позволит фиксировать и накапливать информацию как на самих объектах, так и в едином центре. Цель одна – эффективность и оперативность мер реагирования на возникающие угрозы. Нужно сказать, что предусмотренное широкое применение средств видеофиксации или, например, «тревожных» кнопок позволит в большей степени обеспечить и правопорядок в крае. Видеонаблюдение будет устанавливаться в местах массового пребывания граждан: в парках, скверах, на улицах, в больницах, школах и т. д.

В данном случае, пожалуй, уместно вспомнить тот факт, что в том же Ставропольском Дворце культуры и спорта установленная в 2005 году система видеонаблюдения не функционировала никогда, ни на одном из входов здания не были установлены металлодетекторы. Прокуратурой вскрыты и другие нарушения: вместимость здания составляет около полутора тысяч человек, но при этом функции обеспечения физической безопасности и пропускного режима выполняли только вахтер и дежурный пожарный. Поистине, преступная халатность и какая-то совершенно нелепая надежда на пресловутое авось.

- Владельцам и администрации подобных объектов нельзя делать зрителей или посетителей массовых мероприятий заложниками, – уверен С. Сидоренко. – Зарабатывая деньги, они обязаны беспокоиться о людях. И уж конечно, им стоит «разориться» хотя бы на несколько элементарно функционирующих видеокамер.

Нужно сказать, что программа «Ставрополье – антитеррор» разработана на основе опыта, накопленного антитеррористической комиссией Ставропольского края (АТК СК) и некоторыми субъектами РФ. Краевая комиссия, созданная в 2006 году и возглавляемая губернатором, занимается решением целого ряда различных вопросов, в том числе по техническому оснащению органов внутренних дел, укреплению защиты важных объектов жизнеобеспечения и мест массового пребывания граждан. Кстати, по оценке представителей Национального антитеррористического комитета РФ, АТК СК является одной из лучших на Северном Кавказе. Приобретенная ею практика показала, что такие структуры с аналогичными функциями необходимы и в муниципальных образованиях, где они и были созданы в 2010 году.

На местах антитеррористические комиссии нужны для координации деятельности территориальных органов федеральной, исполнительной и муниципальной власти. Вот что по этому поводу говорит С. Сидоренко:

- В любом муниципальном образовании находятся предприятия, учреждения и другие объекты различных форм собственности. А в случае какой-то крупной чрезвычайной ситуации кто их будет защищать? Если ЧП, скажем, коснется не только частного предприятия, но и муниципального учреждения? Как и кому действовать? Поэтому формат антитеррористической комиссии в городе или районе как раз и предполагает возможность выработки совместных и, главное, скоординированных решений в случае ЧП вне зависимости от формы собственности объектов или их расположения.

У «местных» комиссий есть еще одна, не менее важная задача – ликвидация и минимизация последствий терактов. Для этого во всех муниципалитетах созданы группировки сил и средств, подготовлены техника и люди, проводятся постоянные тренировки и учения по сбору и оповещению населения, а также по действиям при осложнении обстановки. Финансовые и материально-технические резервы на тот самый «всякий случай» имеются и на краевом уровне.

Но вернемся к краевой целевой программе «Ставрополье-антитеррор на 2012-2014 годы». Красной линией в ней проходит мысль именно о профилактике терроризма, устранении причин и условий, способствующих его проявлению. Интересно, что в этом направлении даже предполагается разработать целый ряд краевых законов, создать такую правовую базу, чтобы она соответствовала реалиям нашего сложного региона.

- Безусловно, в первую очередь профилактика необходима в молодежной среде, – убежден С. Сидоренко. – В этой особой социальной группе, которая в условиях всяческих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения.

И, конечно же, сегодняшний терроризм немыслим без информационной подпитки. Одной из важнейших задач любых подобных бесчеловечных акций является получение значительного общественного и политического резонанса. В первую очередь, с помощью СМИ. Вспомним теракт, совершенный бандой Басаев. Когда он захватил заложников в Буденновске, то сразу же потребовал к себе журналистов и депутатов Госдумы РФ, дабы заявить о своих условиях. Такой прием – не что иное, как эффективнейший «инструмент» для психологической дестабилизации в обществе (страна тогда была в шоке). Но этот «инструмент» используется и в случаях активизации террористической деятельности, он способен вызвать возбуждение населения и провоцирование ненависти людей к органам государственной власти, дестабилизацию обстановки в различных городах и районах края, рост национальной и религиозной вражды.

Как противостоять таким «приемчикам»? Самое действенное, по мнению одного из разработчиков целевой программы С. Сидоренко, дискредитировать идеи бандитов, распространять в обществе негативное отношение к их действиям, показывать низкий моральный и нравственный уровень членов террористических организаций.

- Хотел бы особо отметить, что сегодня край находится в довольно непростых экономических условиях, однако из его бюджета на цели безопасности выделяются значительные деньги, – продолжает С. Сидоренко. – Только вот финансы финансами, но в большей степени безопасность зависит от нас самих. Недопустимо оставаться безучастным к тому, что молодые люди вместо духовного, нравственного, физического совершенствования идеализируют радикальный ислам или контактируют с его представителями. Нельзя не замечать подозрительных, неадекватно ведущих себя соседей, бездеятельность представителей власти и правоохранителей, по долгу службы обязаных отвечать за безопасность граждан. Наша безопасность – в нашей активной жизненной позиции и бдительности.

Итак, если программа «Ставрополье – антитеррор» будет в полной мере реализована, то что нас ожидает в конце 2014 года? Главное – надлежащий уровень антитеррористической защищенности населения, повышенное качество профилактической работы и доверие людей к правоохранительным структурам. Плюс к этому значительное снижение риска техногенных катастроф и террористических угроз на потенциально опасных производствах. Кроме того, будет создана нормативная база профилактики терроризма, которая скоординирует деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления, госучреждений, организаций и самих граждан в противостоянии всемирному злу.

«Нейтрализация терроризма»
Газета «Ставропольская правда»
23 августа 2011 года