Г.К. Праве на чучеле волка.

Г.К. Праве на чучеле волка.

© Фото из архива музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве.

Есть такая порода людей, которые, обладая незаурядным умом и образованностью, накопленной годами житейской мудростью, пройдя сквозь весьма серьезные испытания судьбы, тем не менее даже в солидном возрасте непостижимым образом сохраняют удивительно светлый, по-детски пытливый и по-взрослому осмысленно-любовный взгляд на окружающий мир. Таким был и один из замечательнейших граждан Ставрополя конца ХlХ – начала ХХ века служащий Крестьянского земельного банка и нотариус по роду занятий, неутомимый искатель чудес родной природы, истинно-русский просвещенный интеллигент и фантазер Георгий Праве. В губернском Ставрополе стар и млад называл его «дедушка Праве»... Смотришь сегодня, спустя почти сто лет, на его фотографию и невольно испытываешь желание улыбнуться ясному взгляду лукаво-добрых глаз Георгия Константиновича.

Его имя навсегда вписано как в историю ставшего родным края, так и в название краеведческого, ныне – историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника наряду с именем второго нашего подвижника, краеведа и присяжного поверенного Григория Прозрителева. Между прочим, о Георгии Праве и ныне хранит уже современное поколение музейщиков всевозможные легенды, весьма яркие образчики устного народного творчества. К примеру, известна легенда про то, как морозным зимним вечером чуть было не сняли с «дедушки» шубу грабители, он же пожаловался на стужу и предложил «ребяткам» явиться за желанной шубой к нему домой, назвал и адрес свой, и фамилию. Разбойники, узнав, с кем имеют дело, наотрез отказались грабить «такого хорошего человека». Как говорится, хотите верьте, хотите нет, а только история эта по-своему отражает характер героя. А вот относительно реки Лимпопо перед нами уже целое переплетение легенд. Первоисточник известен: есть такой рассказ у Паустовского, кстати, тоже Георгия Константиновича (!) про учителя географии, увлекавшего учеников далекими странами с помощью приносимых в класс бутылок с... водой из реки Лимпопо. Ставропольский тезка писателя был, говорят, сродни тому самому учителю географии и даже применял похожие методы в своей педагогической практике, для чего, собственно, и создал уникальную коллекцию учебных наглядных пособий. Вот это буйство фантазии вкупе с полезностью просвещения можно назвать основой для проекта «Вода из реки Лимпопо».

– Название проекта навеяно легендами о дедушке Праве, – улыбается завотделом развития музея Екатерина Балокан. – Кстати, многие наши сотрудники и сегодня почти уверены, что где-то в фондах до сих пор хранится та самая бутылка с «водой из Лимпопо», только ее никак не могут найти в обилии экспонатов... Но где-то она есть!.. Что касается будущей экспозиции, предполагается посвятить ее открытиям и изобретениям ХlХ – начала ХХ века, основу составят приборы, модели, наглядные пособия из собрания Георгия Константиновича Праве. Сегодня, к сожалению, мало кто знает, что в свое время созданный им музей учебных наглядных пособий гремел по всей России наряду с аналогичными столичными музеями, к Праве ехали консультироваться коллеги из разных городов. Очень популярный был человек, и очень уважаемый. Есть известная фотография с его похорон, и видно, что центральная площадь Ставрополя была вся заполнена народом, провожавшим «дедушку Праве».

Изначальная идея авторов проекта, а это целая группа сотрудников всех ведущих отделов музея, – придать экспозиции способность легко трансформироваться и модернизироваться, сочетая в себе качества и образовательно-информационного, и развлекательного пространства. Что это значит? В обычное экскурсионное время экспонаты выполняют присущую им вспомогательную, иллюстрирующую роль, а при необходимости это же пространство превращается либо в мини-кинотеатр, либо в аудиторию для занятий с проведением опытов. Здесь уже каждый предмет – старинный микроскоп, стерео-скоп, лейденская банка и другие – становится своеобразным порталом, с помощью которого посетитель «перемещается» в иное время и место действия. Как бутылка с волшебной водой, якобы набранной в далекой и загадочной африканской реке Лимпопо, все это будет создавать целую историю, прослеживая путь изобретения или маршрут путешественника... Вот тут и пригодятся не только всевозможные легенды и занимательные факты, но и понадобится еще и немалая фантазия.

Поэтому сегодня трудно предугадать окончательное «лицо» задумок, рожденных и богатым опытом старшего поколения музейщиков – Аллы Макодзеба, Марины Чесняк, Веры Данилевич, и смелой, по-хорошему дерзкой фантазией молодежного «звена» Екатерины Балокан, всего второй год как пришедшей сюда после исторического факультета вуза, – много вложили сил в «Лимпопо» Наталья Охотская, Татьяна Бармина, Ульяна Охонько. К реализации проекта будут активно привлекаться дизайнеры для оформления экспозиции, компьютерная техника – для составления программ обеспечения, медиаресурсов. Первым делом, размышляют музейщики, деньги, завоеванные в конкурсе, пойдут, скорее всего, на оформление пространства, отведенного под экспозицию. Тут у музея возможности ой как ограничены! Проект «Лимпопо» будет монтироваться в части зала археологии, придется приспосабливать не очень большое помещение. Тем не менее все – оборудование, перегородки, витрины – будет абсолютно новое и современное. Разнообразные иллюстрации и схемы, популярные комментарии и видеосопровождение сделают проходящую здесь экскурсию по-настоящему интересной и для детей, и для взрослых.

– Благодаря своей многофункциональности экспозиция станет и игровой площадкой, и кинозалом, и интерактивной выставкой, – продолжает делиться планами Е. Балокан. – И не все экспонаты будут спрятаны за стеклом. Мы хотим объяснить «в действии» работу того или иного прибора, это будет живое пространство. Опыт лучших европейский музеев убеждает в необходимости интерактивной составляющей, чтобы человек мог потрогать экспонаты своими руками, ощутить аромат эпохи. Для детского восприятия это особенно важно, а наша целевая аудитория – в первую очередь школьники и так называемый «семейный посетитель».

Для самих сотрудников музея, между прочим, интерактивные формы тоже пока еще непривычны, их предстоит осваивать по ходу дела. Да, наверное, увереннее чувствует себя экскурсовод, когда все в зале строго огорожено, материал изложен в заранее составленном тексте... А тут надо будет пока еще неведомыми способами дать посетителям шанс для самопознания, это уже не просто готовый рассказ...

Чем привлек ставропольский проект устроителей конкурса, выделив его среди сотен других? Возможно, полагает Е. Балокан, заинтересовала сама неординарная личность Праве. Во время второго тура конкурса, проходившего в Ярославле, его биография всех просто покорила: как упорно он 54 года собирал свою коллекцию, часто вкладывал личные деньги и деньги жертвователей, как целенаправленно занимался своим детищем – музеем, проявляя оригинальный, нестандартный подход. Ездил в Европу, изучал опыт коллег, старался внедрить в жизнь свое твердое убеждение, что музей не должен ограничиваться краеведческим направлением, но должен быть окном в мир. Искатель по природе, Праве считается одним из идеологов наглядной педагогики – применения наглядных пособий в обучении. Он был приверженцем педагогической школы Ушинского, убежденным в том, что ребенку нужно не только рассказывать, но и показывать. В общем, это была колоссальная личность, на сегодня почти забытая, поскольку музей был ориентирован прежде всего на краеведение. Коллекции Праве надолго словно растворились в рамках остальных экспозиций, утратили индивидуальное звучание, что не совсем справедливо. Хотя – поразительно! – многие эти экспонаты до сих пор первыми обращают на себя взоры посетителей.

– Теперь главное – чтобы все задуманное реализовалось, – признается Е. Балокан. – Времени отведено вроде бы достаточно – с ноября 2011 по июль 2012, но работы впереди очень много. К следующему учебному году постараемся представить «Лимпопо» во всей красе...

Наталья БЫКОВА

С дедушкой Праве по реке Лимпопо / Газета «Ставропольская правда» / 1 июля 2011 г.