07:52, 1 июля 2011 года

Поисковики нашли сведения о пропавших во время ВОВ бойцах из Нефтекумского района

Когда в редакцию передали документы, мы обратились в Нефтекумский районный историко-краеведческий музей, работники которого не только помогли отыскать родных, но и организовали эту встречу.

- Мы даже представить не могли, что вот так неожиданно спустя десятилетия придет весточка об отце, - говорят убеленные сединой сыновья и дочь Григория Федоровича Мащенко.

Мария старше своих братьев и хорошо помнит, как отец уходил из родного Ачикулака на фронт, как в одном из первых писем с фронта просил прислать фотографию семьи. Родные выполнили просьбу – на снимке, сделанном местным фотографом, были запечатлены жена и пятеро ребятишек фронтовика. Когда пришла повестка, шестого ребенка Степанида Самойловна еще носила под сердцем. Получил ли семейное фото боец, неизвестно: в августе 1942 года пришло извещение о том, что он пропал без вести под Харьковом.

- Когда в селе появились немцы, маму сразу же схватили и отправили в комендатуру в Буденновск – там ее две недели жестоко избивали, выпытывая сведения об отце, - продолжает сквозь слезы свои воспоминания Мария Григорьевна. – Потом выяснилось, что приняли они ее за жену командира партизанского отряда, - его фамилия просто была созвучна нашей. Мама чудом осталась жива - обессиленная долгими истязаниями, она с трудом добралась домой, преодолев пешком больше сотни километров. Шестимесячный Витя, оставшись без матери, кричал от голода...

Шестерых детей женщина поднимала сама: что пережили в послевоенные годы, нетрудно представить. Самым старшим, Кате и Василию, было одиннадцать и девять лет, но они, как и сама Степанида, день и ночь трудились в колхозе. Днем убитая горем женщина хоть как-то забывалась в тяжелой работе, а по ночам горько плакала в подушку - не хотела верить, что больше никогда не увидит близкого человека. Молилась и ждала, а однажды пошла к гадалке – та, искренне посочувствовав ей, предсказала: «Однажды вернется твой муж белым голубем».

...На встречу в музей приехала целая делегация из Ачикулака - дети, внуки, правнуки Григория Федоровича Мащенко - не все, конечно, потому что многочисленную родню в боевом зале музея и разместить было бы трудно: только внуков у погибшего бойца четырнадцать, а правнуков уже почти вдвое больше. В тот день семье Мащенко передали копию документа, где указано, что погиб солдат в плену 7 декабря 1942 года.

Для Замиры Кильдемурзаевой эта встреча в музее тоже оказалась волнительной. Она пришла сюда вместе со своей дочерью и не удержалась от слез, когда директор музея Лилия Ольховская вслух прочла копию наградного листа ее деда Дуюна Гази Аджимусаева. В нем подробно описан героический эпизод его гибели: «5 августа 1942 года группа разведчиков была окружена немецкими автоматчиками, они вынуждены были вступить в неравный бой, который продолжался три часа. Старший сержант Аджимусаев проявил исключительный героизм – дрался до последнего патрона, до последнего дыхания, лично уничтожив 30 гитлеровцев, после чего был убит... За героизм, храбрость и отвагу, проявленные в сражении, он достоин правительственной награды – ордена Красного Знамени». Ни о награде, ни о месте захоронения родным до сих пор ничего не было известно. По документам командир отделения 62 пулеметного батальона 54 Укрепленного района похоронен на хуторе Колотцком Иловлинского района Волгоградской области – на карте мы отыскали это место. А вот доброе имя земляка еще предстоит увековечить – его пока нет в списках героев ни на одном из памятников, установленных в местах сражений. Родные, имея документы, теперь могут похлопотать об этом, обратившись в военкомат.

Выступая на встрече, ветеран войны Али Юсупов тепло вспоминал о своем друге. Дуюн Аджимусаев до войны работал в колхозе «Кызыл Сабанчи» бригадиром, пользовался авторитетом среди односельчан. Когда решил жениться, то выбрал самую красивую девушку и тайно увез ее от родителей. Всем селом гуляли потом на его свадьбе.

- Дочь родилась, после того как друг ушел на фронт, так он никогда ее и не видел, - с горечью проронил А. Юсупов.

Выросла Зухра, зная об отце только по фотографиям и рассказам мамы, у нее самой 8 детей и 16 внуков. И теперь в этой большой семье будут с гордостью вспоминать о родном человеке, который так отважно сражался на фронте.

Среди героев войны, чьи имена оказались незаслуженно забытыми, – Али Султанович Юсупов. Документы орденоносца совершенно случайно попали в руки поисковиков - мы попросили работников музея выяснить что-либо о нем. Оказалось, что до войны гвардии лейтенант Али Юсупов был директором школы в селе Кара-Тюбе, преподавал математику. Такой поворот дела заинтересовал и местных следопытов: в сельской школе действует свой поисковый отряд, есть музей, которым много лет руководит учитель истории Мария Андреевна Золотарева. Им мы и передали копию выписки из приказа войскам Северо-Западного фронта, датированную 16 сентября 1942 года: бывший директор Кара-Тюбинской школы гвардии лейтенант Али Юсупов числится среди бойцов, награжденных орденом Красного Знамени. О многочисленных боевых заслугах командира батальона 238 минометного дивизиона 27 гвардейского минометного полка свидетельствует и наградной лист. В нем подробно описаны факты его славной боевой биографии.

Как сложилась дальнейшая судьба Али Юсупова, никто не знает. Но, получив материал для школьного музея, ребята решили продолжить поиск. Возможно, уже в ближайшее время в летописи школы да и района появится еще одна славная страничка с именем героя-земляка. И мы рады, что помогли в этом.

«А вернулся солдат белым голубем»
Газета «Ставропольская правда»
1 июля 2011 года