15:13, 27 июня 2011 года

Михаил Прохоров намерен сделать «Правое дело» второй партией власти

Тем не менее по факту съезд представлял собой занимательное для отечественной политики действо: человек принимается в партию и буквально через час после этого почти единогласно избирается ее лидером. Причем с поистине диктаторским набором полномочий. Напомним, ранее у «Правого дела» было три сопредседателя. Теперь на ближайшие пять месяцев, которые остались до выборов в Госдуму России, председатель, как прозвучало, становится для партийцев «царем, богом, отцом и воинским начальником»: в соответствии с новой редакцией устава он непосредственно курирует все направления деятельности «Правого дела». В его полномочиях не только утверждение всех избирательных списков, но даже исключение членов, нарушивших устав. Как заметил сам Прохоров, все это нужно для выхода партии «из подполья», и как только она получит место в парламенте шестого созыва, он лично инициирует принятие «нормального демократического устава». К слову, новый лидер уверен, что обновленному «Правому делу» будет вполне по силам «отбить» в декабре около пятнадцати процентов голосов избирателей. А со временем даже стать «второй партией власти».

Конечно, о симпатиях электората до декабрьских выборов будет судить сложно. Но факт, что интерес общественности к фигуре Михаила Прохорова как к политику-новичку на данном этапе весьма значителен. Вот лишь пара цифр для сравнения. На съезде «Правого дела» зарегистрировались 110 делегатов. При этом журналистов, по некоторым данным, съехалось едва не впятеро больше, в их числе десятки представителей региональных и иностранных СМИ. Отметим, что для прессы практически не существовало привычных для подобного рода мероприятий барьеров – проще говоря, каких-нибудь «красных» зон, куда вход получают далеко не все. Журналисты работали в том же зале, где происходило основное событие. Да и общению на пресс-конференции, организованной по окончании съезда, Прохоров посвятил около полутора часов.

Кстати, перед началом съезда у Центра международной торговли, где проходил форум, провели пикет активисты «Молодой гвардии». Содержание их плакатов напоминало о поправках в Трудовой кодекс, не так давно предложенных Прохоровым, и «куршавельских» эпизодах его жизни.

Если продолжать разговор о внешнем антураже, то съезд прошел в условиях искусственно созданных сумерек. Свет прожектора ярко выделял исключительно тех, кто брал слово. При этом обращал на себя внимание минимум помпезности и торжественности. Единственным украшением зала служили тканевые экраны, которыми были затянуты три стены. На них друг друга сменяли нынешняя символика партии (вскоре она будет изменена) и ее лозунги. Время от времени все это разбавлялось пейзажными картинками.

Что же касается содержательного момента съезда, то он прошел по-деловому, довольно оперативно и состоял в основном из протокольных моментов: голосования за изменения в Устав, выборов лидера, формирования политсовета и ревизионной комиссии. Каких-либо попыток «поговорить» и почитать доклады о «светлом будущем» партийцами даже не предпринималось. Оно и понятно: программа, анонсированная Прохоровым как «самая яркая» на будущих парламентских выборах, сейчас только в разработке.

Хотя, безусловно, ряд постулатов, которые лягут в ее основу, политик озвучил. Причем некоторые моменты явно перекликались с недавними заявлениями руководства страны, например, о необходимости децентрализации власти в стране, что необходимо для реального развития государства. Было сказано и о монополии одной партии. Потому «Правое дело», подчеркнул М. Прохоров несколько раз, отныне исключает из своего лексикона слова о своей оппозиционности и стремится, как уже было сказано, стать второй партией власти. Этим он объяснил и отказ от лозунга правых «Капитализм для всех». Якобы он слишком далек от реальности, и это просто недостижимо. К тому же, очевидно, что «Правое дело» отказалось от ориентации на какие-либо конкретные слои населения. Программа будет нацелена на глав семей – мужчин и женщин, принимающих решения не только за себя, но и несущих ответственность за свои семьи. Кроме того, ставка делается на молодежь. Всем им государство должно предоставить социальные гарантии.

Среди политических предложений правых – частичное возвращение в парламент одномандатников, расширение полномочий губернаторов, введение избираемости на местах руководителей полиции, судов и даже прокуроров. А вот от института полпредства, на взгляд Прохорова, настала пора избавляться, он «отработал свое». За исключением, правда, Северного Кавказа.

- Вовсе не потому, что там работает мой приятель, там особые условия, – сделал акцент Прохоров. Хотя позже в ходе пресс-конференции добавил, что не специалист в области национального вопроса. И партии еще предстоит определиться со своей позицией по поводу перспектив решения проблем столь специфического региона.

Более или менее «Правое дело» уже представляет и социально-экономический блок своей программы. Его посыл заключается прежде всего в остановке деградации системы воспроизведения человеческого капитала – образования, здравоохранения, культуры. Расходы на все это, выразил уверенность Прохоров, должны идти впереди расходов на оборону и силовиков. Другой момент, на котором было акцентировано внимание аудитории, – восстановление российской промышленности.

Наверное, нет необходимости описывать другие партийные посылы, уже в избытке прозвучавшие в СМИ. Все равно более конкретно они будут обрисованы только осенью, когда, по замечанию Прохорова, «лучшие специалисты, которые есть на рынке», закончат работу над программой. К слову, ее экономический блок он намерен писать сам.

Что же касается общения в рамках пресс-конференции, то первым прозвучал вопрос об отношении к делу Ходорковского и Лебедева. Прохоров лаконично отметил: мол, лучше плохой закон, чем его отсутствие, приговор все же вступил в силу, но у Ходорковского и Лебедева остается право на условно-досрочное освобождение.

Было и несколько занимательных моментов: Прохоров не упускал возможности пошутить с журналистами. Так, не назвав конкретных цифр о его финансовом вкладе в «Правое дело», он заметил, что партия будет «жить по средствам», но он все же вложит чуть больше, чем остальные: «Помните, раньше платили взносы в процентах от своего дохода, я буду ориентироваться на это». А когда прозвучало замечание одной из журналисток, что партийная программа рассчитана в большей степени на мужчин, и в ней не отражено решения каких-то женских проблем, Прохоров усмехнулся, отметив, что его-то как раз «сложно обвинить в нелюбви к женщинам»… Хотя при этом добавил, что верит в любовь и ждет «свою вторую половинку», и тогда у него будет все «как у нормальных людей».

А на один из вопросов о возможности перехода в исполнительную власть страны новый лидер «Правого дела» скромничать не стал.

- Я в кулуарах уже сказал, что работу премьер-министра понимаю. И если мне предложат, я соглашусь.

*****

Ставрополье на съезде представлял один делегат – депутат краевого парламента, лидер «Правого дела» в нашем регионе Борис Оболенец. Он отметил, что и на региональном уровне в декабре партия также будет добиваться как можно большего количества депутатских мандатов. Таким образом, в числе прочего ставится задача побудить пойти проголосовать тех граждан, кто разочаровался в выборах и в последнее время отказывался ходить на них.

«Ставка на 15 процентов»
Газета «Ставропольская правда»
28 июня 2011 года