08:32, 8 июня 2011 года

Семинар по профилактике проявлений экстремизма прошел в Кисловодске

Ксенофобное обострение

- В последние годы наблюдается устойчивый рост преступлений экстремистской направленности, – подчеркнула заместитель председателя Комитета по делам национальностей Государственной Думы РФ Ирина Горькова. – Если в 2004 году было возбуждено 130 уголовных дел по актам экстремизма, то в 2007 году их было уже 356, в 2008 – 460, а в 2009 – 548.

- К сожалению, наше общество весьма поражено ксенофобией. По всем опросам, начиная с 1998 года поддержка слогана «Россия – для русских» постоянно растет, – констатировал директор центра этнополитических и региональных исследований Владимир Мукомель. – Сегодня этот слоган в той или иной степени поддерживают 54 – 55 процентов россиян. После событий на Манежной площади, на первый план вышли проблемы взаимоотношений жителей Центральной России с выходцами с Северного Кавказа. Но в последнее время стало нарастать негативное отношение к мигрантам из других государств.

Чем вызвана напряженность, которая ныне существует в межнациональных отношениях в Российской Федерации?

По мнению Ирины Горьковой, есть два основных блока причин. Первый – это падение культуры в обществе после распада Советского Союза. В том числе и падение общего уровня образования.

- Почему сейчас пытаются провести реформу образования в Российской Федерации? Да потому, что тот уровень, на котором находится эта система, недопустим. К снижению уровня культуры в обществе привело то, что взамен советской пропаганды пролетарского интернационализма не был предложен продуманный, убедительный проект планомерного воспитания национальной и религиозной толерантности в современной России.

Второй блок, считает заместитель председателя комитета по делам национальностей ГД РФ, обусловлен расслоением общества на бедных и богатых. С ним, в частности, связаны проблемы неурегулированности миграционных процессов. Что особенно характерно для Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных административных центров России.

Участники конференции отмечали, что состояние межнациональных отношений на Северном Кавказе, площадь которого составляет всего два процента от территории России, существенно влияет на общественно-политическую ситуацию во всей стране.

Этнический патронаж

В северокавказском этнополитическом пространстве выделяются три устоявшиеся социальные традиции: горская, славянская (русская, украинская, казачья) и диаспорная (армянская, греческая, азербайджанская, еврейская и другие). Их сочетание формирует полиэтничный образ региона, говорили на семинаре.

Идентичность каждого россиянина распадается на несколько составляющих, пояснила известный ставропольский политолог, руководитель Северо-Кавказского отделения сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов Майя Аствацатурова. Самым высоким уровнем гражданской идентичности является российская общность. Есть также уровень региональной идентичности. В частности, на Северном Кавказе многие русские и представители диаспор ощущают себя северокавказцами, независимо от конкретной этнической принадлежности, т. е. представителями региона, который отличается особой культурой и ментальностью. Следующий уровень – это собственно этническая идентичность.

Сейчас уже в младших классах, отмечали ученые, ученики осознают этнические различия друг друга и формируют ситуативные этнические стереотипы, как положительные, так и отрицательные. А ученики старших классов и студенты часто группируются по этническому признаку.

Этничность стали использовать и для того, чтобы потеснить или отстранить от социальных благ и услуг «других». Люди, достигшие определенных социальных и жизненных успехов, отмечает Майя Аствацатурова, начинают оказывать помощь молодежи соответствующей этнической группы, осуществляют некий патронаж соплеменников, нуждающихся в социальном «сопровождении», в материальной и организационной помощи. Этнический фактор также включается в электоральный и выборный процесс. Все это может привести к этнополитическим конфликтам.

Выдавливание «старшего брата»

Большое интеграционное значение русского населения (включая украинцев, белорусов и казаков) на Северном Кавказе общепризнанно. К русской культуре и русскому языку тяготеют практически все этносы, проживающие в субъектах Российской Федерации, входящих в СКФО и ЮФО. Но в последние десятилетия роль русского народа как «старшего брата» претерпела серьезный кризис и не может воспроизводиться механически, отмечали участники семинара. Среди молодежи Северного Кавказа не популярны былые идеи братства, интернационализма, межнационального единства. Поэтому необходим поиск новых привлекательных идей межэтнической интеграции. Вероятно, это могут быть идеи совместного процветания, благоприятного инвестиционного климата, успеха и благополучия.

Не имея широкой родственной и клановой поддержки, русские являются менее защищенными, чем представители коренных народов и диаспор, которые зачастую обращаются к родственникам и знакомым, прежде всего используя этническую принадлежность. В этой связи русские часто ориентированы на выезд из республик.

- «Выдавливание» русских из многих национальных территорий идет достаточно активно, – констатирует Ирина Горькова. – У нас есть сигналы, что и в иных русских селах, куда приезжают выходцы из других регионов, оседлое население вынуждено менять место жительства, не желая соседствовать с ними.

Вот и в Ставропольском крае русские испытывают воздействие мигрантов из республик Северного Кавказа и Закавказья, которые активно встраиваются в структуры сельского хозяйства, сферы услуг, предпринимательства, указывает Майя Аствацатурова. Прежде всего это касается восточных районов. Отмечается снижение доли русского населения и в регионе Кавказских Минеральных Вод.

Воцерковленность как конкурентное преимущество

В современном российском обществе, отмечают специалисты, крайне низок уровень доверия к социальным институтам и органам власти, за исключением первых лиц государства и церкви.

Что касается нынешнего конфессионального ренессанса в Российской Федерации, то его возникновение Ирина Горькова объясняет так:

- Нашей национальной идеей всегда была гордость за свое государство – государство победителей. Но за последние три десятилетия мы проиграли все, что можно было проиграть: войны, экономические рынки. Поэтому, для того чтобы просто зацепиться на этой земле, в этом временном пространстве, люди обращаются к религии. Многие рассуждают так: «Раз уж у меня нет государства, которым можно гордиться, то у меня хотя бы есть религия». Если мы сейчас начнем активно позиционировать атеизм, то этой ниши не закроем.

Новым явлением выступает конкуренция светской и клерикальной частей северокавказского сообщества, которая проявляется как в Ставропольском крае, так и в республиках. Воцерковленность, приверженность религиозному мировоззрению трактуются как дополнительные позитивные обстоятельства в общественных, профессиональных, соседских отношениях.

Проявление религиозной нетерпимости является продолжением нетерпимости национальной, указывали участники семинара. Сотрудничество конфессиональных институтов и лидеров предоставляет новые возможности взаимопонимания и взаимопризнания народов.

Муниципальная национальная политика

Российская Федерация до сих пор живет по «Концепции государственной национальной политики», утвержденной президентом Ельциным в1996 году.

- Сейчас необходима уже не концепция, а закон о государственной национальной политике, – считает заместитель председателя комитета по делам национальностей федерального парламента Ирина Горькова. – Но поскольку невозможно одним рецептом вылечить болезни сразу во всей стране, то нужен рамочный закон. В каждом регионе должна быть своя продуманная национальная политика. Мы привыкли мыслить глобальными масштабами, а начинать необходимо именно с мест, со школ. В этой связи Государственная Дума, комитет по делам национальностей предложили Президенту России включить в число полномочий местного самоуправления возможность проведения мероприятий по национальной политике. Это нужно для того, чтобы прописать их отдельной строкой в местном бюджете.

Впрочем, и сейчас есть соответствующие нормативные акты, есть отдельная строка в федеральном бюджете, выделяются средства на реализацию государственной национальной политики, отмечали участники форума. Однако сплошь и рядом исполнительная власть и суды проявляют малопонятную снисходительность по отношению к профашистским и экстремистским национальным группировкам. Так что вопрос состоит в том, чтобы применять существующие нормы систематически и по назначению, не пытаясь списывать проявления национального и религиозного экстремизма на обычное хулиганство.

Какой быть России?

Очевидно, говорили участники семинара, обеспечить единство страны можно только воспитанием смолоду у всех граждан уверенности в том, что принадлежность к российскому гражданству, с вытекающими отсюда конституционными правами и обязанностями, должна превалировать над любыми другими системами и институтами лояльности, в том числе над этническими и религиозными.

- Сегодня главная задача – это интеграция всех этнических и конфессиональных групп российского общества, а также адаптация и интеграция иноэтничных мигрантов. Но здесь мы наталкиваемся на фундаментальную проблему, – считает доктор социологических наук Владимир Мукомель. – В обществе нет единства: какую Россию мы хотим видеть в будущем? То ли это будет Россия полиэтничная, многоконфессиональная, нуждающаяся в притоке эмигрантов в связи с серьезнейшими демографическими и экономическими проблемами, то ли мы будем ориентироваться на сохранение русско-православного ядра, на отказ от эмиграции, что предполагает совершенно иное выстраивание межэтнических и межконфессиональных отношений внутри России.

Участники научно-практического семинара приняли резолюцию и направили ее полномочным представителям Президента России в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.

«Мы обречены жить вместе»
Газета «Ставропольская правда»
8 июня 2011 года