Василий Зиновьев о развитии международного энергетического сотрудничества
- Василий Васильевич, насколько представительной была состоявшаяся конференция?
- Вместе с признанными лидерами российского и европейского газового бизнеса в диалоге участвовали парламентарии России, Евросоюза и Германии, а также дипломаты и экономисты, представители науки и неправительственных международных организаций из различных стран. Среди них организаторы форума – заместитель председателя Государственной Думы РФ В. Язев, президент Европейского союза газовой промышленности Ж.-Ф. Сирелли, председатель правления крупнейшего европейского энергетического концерна Е.ON Ruhrgas К. Шефер, заместитель председателя правления ОАО «Газпром» В. Голубев и многие другие.
- Конгресс проводится уже шестой раз, он стал ежегодным. С какими новыми предложениями приехала стороны?
- Российская сторона представила рекомендации по улучшению условий деятельности газовых компаний на европейском рынке, ознакомила европейских партнеров с последними законодательными инициативами и программами, направленными на освоение новых месторождений и привлечение инвестиций.
Свои предложения по укреплению долгосрочного делового партнерства, связывающего газовую промышленность России и Европы, предоставила делегация Европейского Союза.
- Что определяет важность и актуальность состоявшегося диалога?
- Событийный ряд 2011 года еще раз ярко продемонстрировал всему миру взаимозависимости стран и регионов. Наиболее яркими примерами последнего времени стали события на Ближнем Востоке и в Северной Африке, которые мгновенно отразились на цене на голубое топливо. Техногенная катастрофа в Японии вызвала значительное смещение энергетического баланса одной из ведущих экономик планеты. Одним из последствий происходящих кризисов стало и решение руководства ФРГ о закрытии в перспективе атомных электростанций. Одним словом, сегодня в мировой энергетике происходят столь значительные изменения, которые уже в ближайшее время будут определять лицо всей экономики в целом.
- А каковы позиции Газпрома на международном энергетическом рынке сегодня?
- В первую очередь, хочу отметить тот факт, что группа Газпром обеспечивает стабильные поставки природного газа всем своим потребителям, в том числе и в условиях чрезвычайных обстоятельств.
Сегодня Газпром поставляет природный газ в три десятка стран, при этом наиболее значительные потоки голубого топлива направлены в Германию, Турцию, Италию и Францию.
В странах Европы собственная добыча газа неуклонно сокращается, а потребление растет. К 2020 году европейским странам не будет хватать уже порядка 80 миллиардов кубических метров газа в год. А к 2030 году этот разрыв возрастет до 140 миллиардов.
Зависимость Евросоюза от энергоресурсов по газу составляет 62%. При этом из России импортируется 38% общеевропейских потребностей в голубом топливе.
В этих условиях, стремясь обеспечить безопасность и непрерывность своих поставок, Газпром активно решает задачу диверсификации путей доставки газа потребителям.
- Сегодня уже стала расхожей фраза о том, что газ становится главным энергоносителем XXI века. Почему так происходит?
- Повышенные экологические стандарты, все более активно внедряемые в развитых странах, способствуют росту востребованности голубого топлива, особенно в электроэнергетике. Газ является самым экономичным, более дешевым, чем кажущаяся на первый взгляд бесплатной энергия ветра и солнца. На самом деле использование последней не только достаточно дорого, но и непредсказуемо. Экологически чистая энергетика пока не способна удовлетворить потребности человечества, так как сам человек не способен достаточно влиять на явления природы.
В той же самой электроэнергетике использование природного газа оказывает существенную поддержку в достижении целей защиты климата без потерь преимуществ в экономике. Электростанции, работающие на природном газе, способны более быстро и гибко реагировать на изменения потребностей в электроэнергии, чем атомные или угольные.
Еще одна знаковая область применения природного газа в качестве моторного топлива. Сегодня в мире достаточно много удачных наработок в этой сфере не только в авто-, но и в тепловозо-, судо- и даже самолетостроении. Если удастся их распространить, по сути дела, начнется очередной этап технической революции.
- Василий Васильевич, прошедший энергетический форум и состоявшаяся накануне встреча парламентариев России и Европы в первую очередь призваны были расширить границы взаимопонимания стран.
- Дело в том, что в мире вообще и в Европе в частности еще достаточно много сил, стремящихся выстроить различного рода преграды на энергетическом рынке, априори не доверяющих России, старающихся всемерно политизировать энергетическую составляющую мировой экономики. Именно их усилиями тормозится подготовка долгосрочного соглашения о приоритетных поставках российского газа в Европу по новым транспортным маршрутам и предсказуемым ценам, выработка соглашения, которое решило бы проблему энергоснабжения Европы до середины века, вместе с проблемами экологической безопасности энергетики.
Серьезный шаг в решении этих вопросов российская сторона видит в достижении комплексных энергетических договоренностей, в том числе в реализации проектов, предполагающих поставки российского газа в Европу по газопроводам, проложенным по дну Балтийского моря - «Северный поток», Черного моря - «Южный поток».
- У обоих этих проектов было и есть в достаточной степени как сторонников, так и противников.
- «Северный поток» становится реальностью буквально на глазах. Работы по прокладке газопровода общей протяженностью 1220 километров начались в апреле 2010 года, а уже в этом году по нему поступит первый газ. Этот проект Газпром осуществляет совместно с Германией, Нидерландами и Францией, что свидетельствует об общем с европейцами понимании как важности проблемы, так и необходимости совместных действий для ее решения.
Реализация «Южного потока» тоже не стоит на месте. Что очень важно, проект становится все более интернациональным. Если на первом этапе предполагалось строительство его наиболее сложного, морского, участка только силами Газпрома и итальянской компании ЭНИ, то теперь к проекту подключаются компании из Германии и Франции.
Но у проекта есть и сильные идеологические противники. Они утверждают, что «Южный поток» реализуется Россией как политический противовес европейскому проекту строительства газопровода «Набукко», как попытка в определенной степени монополизировать поставки газа этим путем в Европу.
На взгляд же российской стороны эти два проекта следует рассматривать не как альтернативу друг другу, а как здоровое проявление рыночной экономики, за которую, кстати, так ратуют на Западе.
Состоявшиеся в рамках прошедшей конференции дискуссии по этим и другим вопросам, безусловно, будут способствовать развитию энергетического диалога между Россией и Евросоюзом, сближению точек зрения и достижению взаимопонимания. Уже сегодня налицо и достижение важнейшего результата диалога – его непрерывности и откровенности.
- Василий Васильевич, вы - депутат Государственной Думы страны от Ставропольского края. Скажите, а какая польза Ставрополью от реализации проектов строительства газопроводов в Европу?
- В первую очередь, выигрывает вся экономика России, получающая дополнительное мощное финансирование за счет гарантированных поставок за рубеж голубого топлива. Поставок, которым не смогут помешать политические конъюнктуры сопредельных государств. Осваиваются новые методы и приемы строительства, и в особенности подводной части газопроводов. Создается вновь или значительно расширяется вся сопутствующая газовым магистралям инфраструктура.
Что же касается «Южного потока», то реализация проекта предполагает строительство нового 230-километрового участка газопровода, увеличение газоперекачивающих мощностей Газпрома. А это и новые рабочие места, и увеличение отчислений в бюджеты разных уровней страны. Так что, как видите, выгода самая прямая.
И еще одна очень важная для нас, жителей Северного Кавказа, составляющая. Европейский мирный экономический диалог способствует снижению напряженности не только в конкретном регионе, но и во всем мире, наглядно демонстрируя тот факт, что возможность договариваться, возможность предотвращения конфронтации есть всегда.
1 июня 2011 года