Роман Савичев: интернет-обсуждение закона о полиции оказалось полезным
Если сравнить первоначальную редакцию законопроекта и содержание того документа, который уже вступил в действие, то очевидно, что достаточное количество замечаний и предложений федеральной властью было действительно учтено. В итоге в Законе «О полиции» присутствуют ключевые моменты, остро необходимые при нынешнем реформировании МВД РФ, полагает депутат Думы Ставропольского края, член комитета по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности Роман САВИЧЕВ:
- Я в силу специфики своей деятельности внимательно отслеживаю события на отечественном правовом поле. И, думаю, вряд ли хоть один взрослый гражданин России остался равнодушным и не высказал - публично или просто в кругу семьи и друзей - собственного отношения к начатому «переформатированию» отечественной милиции. Немаловажно, что в течение двух месяцев касающийся всех законопроект был доступен для комментирования в Интернете. Надо отметить, что для России это эмоциональное онлайн-обсуждение можно назвать уникальным: в ходе него был получен не только важный для власти отклик людей, но и накоплен опыт двустороннего общения в новом формате. И вот после этого мы видим, какие обороты сейчас набрала аналогичная дискуссия вокруг положений нового Федерального закона «Об образовании». Общественность указала на ряд неоднозначных инициатив, принятие которых может привести к губительным последствиям.
Первоначальный вариант Закона «О полиции» претерпел значительные изменения, связанные прежде всего с полномочиями новой структуры. В частности, были исключены напугавшие многих положения о том, что полицейские могут беспрепятственно проникать в жилье граждан или в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями. Была убрана и вызывавшая наибольшую критику норма, названная презумпцией законности действий сотрудников полиции. Она предполагала, что «требования сотрудника полиции, обращенные к гражданам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное». Получалось, что действия полицейского на момент их совершения не могут быть незаконными в принципе. Мы видим, что в подписанной главой государства редакции закона этот взволновавший людей момент отсутствует.
Также широко обсуждалось, например, то, как следует обращаться к «обновленным» стражам порядка. В итоге никаких единых требований не введено: каждый из нас волен сам подбирать корректное и уважительное обращение.
- Это логично, ведь дело не просто в смене вывески ведомства и соответствующего переименования его сотрудников. Вопрос в том, как эффективно в новых реалиях будет работать система и насколько удастся обеспечить ее качественное кадровое «наполнение»...
- Да, если говорить о содержательной части реформы, то в этом плане нужно быть реалистами – предстоящая пара лет будет непростой. Милиционер не превратился чудесным образом 1 мар-та в полицейского, и новые реалии не сразу войдут в жизнь как правоохранителей, так и общественности. Новый закон отсекает, скажем так, «непрофильную» нагрузку органов внутренних дел и призван значительно изменить порядок взаимоотношений стражей порядка и граждан. Но для этого нужно время, в том числе и для серьезной кадровой ревизии.
Кстати, на самом высоком уровне объявлено, что в системе органов внутренних дел в ближайшее время начнется процедура внеочередной переаттестации. Она должна стать своего рода экзаменом на профпригодность конкретного человека к службе в органах внутренних дел и его соответствие занимаемой должности. Пока весь личный состав милиции выведен за штат. Первый этап грядущей переаттестации коснется высшего начальствующего состава, и постепенно она охватит всех сотрудников нового ведомства.
К слову, насколько мне известно, соответствующие аттестационные комиссии на Ставрополье уже формируются. И хорошо, если в их состав войдут не только работники правоохранительной сферы, но и представители общественности, в том числе муниципальные и краевые депутаты. Это позволит избежать формального подхода и повысить степень объективности важного для нашей страны отбора.
Продолжая кадровую тему, также отмечу, что напрасными оказались опасения по поводу планировавшегося сокращения личного состава сотрудников органов внутренних дел в нашем крае. Резать «по-живому», конечно, было бы неправильно. И в связи с непростой оперативной обстановкой в регионе на Ставрополье сокращение составило всего 12 процентов, то есть правоохранителям края не грозят массовые увольнения.
- Роман Валерьевич, преобразования, о которых мы сегодня с вами говорим, проводятся в общегосударственном масштабе. На ваш взгляд, какая роль в этом процессе отводится региональным структурам? Ведь в отличие от органов МВД, частично подчиненных власти субъекта федерации, полиция по новому закону теряет подобные связи с регионом...
- Действительно, Закон «О полиции» является продолжением ранее взятого федеральной властью курса на централизацию. Полиция является составной частью единой централизованной системы Министерства внутренних дел РФ. Но это никоим образом не означает, что власть субъектов - исполнительная и законодательная – устранена от процесса преобразований.
В первую очередь здесь нужно вспомнить о трудоустройстве сокращенных милиционеров или тех, кто по каким-то причинам не пройдет грядущую переаттестацию. Обязанности по оказанию им помощи в дальнейшем трудоустройстве руководством страны возложены не только на МВД РФ, но и на региональные власти. Кроме того, в свете реформы российской системы органов внутренних дел особое значение приобретают социальные гарантии. Есть ясное понимание того, что от социально не защищенного, немотивированного должным образом полицейского трудно требовать ответственного исполнения обязанностей. И эта профессия должна стать более престижной не только за счет возросшей заработной платы, но и другой социальной поддержки. Именно высокая степень важности этого вопроса, на мой взгляд, и определила необходимость принятия отдельного федерального закона о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел. Вступивший в силу Закон «О полиции» в совокупности с повышением уровня социальной защищенности и заметным увеличением заработной платы позволит более качественно проводить отбор в полицейские. Работа над проектом закона о соцгарантиях сейчас завершается. И со значительной долей уверенности можно говорить, что в нем и будет содержаться региональная компонента, как и в большинстве российских законов социального блока.
Более того, на мой взгляд, не будут преувеличением слова о том, что и на регионах в том числе лежала нагрузка по подготовке «платформы» - в том числе и финансовой - для развернувшихся ныне преобразований. В частности, что касается Ставрополья, то в посткризисных условиях краевая казна смогла изыскать возможности для того, чтобы на исполнение своих полномочий ГУВД края в 2011 году получило заметно больше средств, а на 1 апреля, как уже не раз сообщалось в прессе, намечена индексация денежного довольствия сотрудников правоохранительных органов. Понятно, что это полностью не решит годами копившихся проблем, однако дополнительные вливания в данном случае не могут быть лишними.
- Давайте более широко взглянем на оптимизацию правоохранительной системы страны. Помимо создания полиции я имею в виду самостоятельность, которую в начале этого года получил Следственный комитет РФ. Как вы оцениваете все это в комплексе с позиции юриста, которому приходится в своей повседневной работе контактировать не только с судами, но также оперативниками, прокурорами, следователями?
- 15 января 2011 года ознаменовалось сразу несколькими новациями на правовом поле. Вступили в силу Закон «О Следственном комитете РФ», а также изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «О прокуратуре». Если говорить в общем, то все эти моменты в комплексе касались разграничения полномочий новой структуры по расследованию тяжких преступлений и органов прокуратуры.
Помимо других моментов важно, что теперь сотрудники двух структур наконец-то перестали довлеть друг над другом и у каждого ведомства определилась зона ответственности, в прошлом остался дубляж функций, что вносило сумятицу в следственные процессы, а то и вовсе создавало конфликтные ситуации. Теперь же, напротив, разъединение структур поспособствовало выстраиванию более гибкой и эффективной системы контроля. Так, к компетенции Следственного комитета РФ отнесены проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела и его предварительное расследование. В свою очередь, прокурор в ходе досудебного производства по уголовному делу уполномочен истребовать и проверить законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принять по ним решение. Такой возможности ранее у прокуроров не существовало.
Не будем углубляться в юридические тонкости. Важно, что уже по конкретным примерам мы можем судить о ходе оптимизации следственной системы страны, ее необходимости и своевременности. Вспомним о недавних событиях на Ставрополье, прогремевших на всю страну. Так, практически в считанные дни Следственным комитетом было раскрыто массовое убийство в Ставрополе, когда в числе прочих погиб криминальный авторитет. Расследование специалистами следственного управления Следственного комитета по СК трагедии в селе Иргаклы Степновского района, когда в своем доме в результате пожара погибли глава сельсовета и ее брат, опровергло популистские выступления о межэтнической подоплеке трагедии. Следствие установило, что это был несчастный случай. Список можно продолжать. Но самое главное - мы видим, что происходящее сейчас перестраивание российской правоохранительной системы направлено исключительно на поддержание стабильности и сохранение общественного порядка, в том числе и в очень непростых регионах.
11 марта 2011 года