07:56, 5 февраля 2011 года

Судьба Ивана Трухачева

Сейчас он патриарх целого рода Трухачевых, хорошо известного не только в нашем крае, но и в России. У него трое сыновей, шесть внуков и правнучка. А есть еще и племянники с племянницами, которые тоже носят эту фамилию. И никто ее не посрамил. Об этом он с гордостью пишет в своей новой книге, уже третьей по счету. И так получается, что в свои 85 Иван Трухачев по-прежнему полон энергии, планов и замыслов. Ну не по душе ему сидеть на заслуженном отдыхе. Такое уж воспитание.

Началось оно еше в 20-х годах прошлого века, в большой крестьянской семье, которая рискнула переселиться из Воронежской губернии на «гибельный Кавказ», как тогда назывались здешние места. Обустроились в селе Винодельном, где дули знойные ветры, а воду приходилось таскать за несколько километров. Корни здесь пустили сразу несколько семей Трухачевых. Отец Стефан Антонович, хоть и закончил всего три класса церковно-приходской школы, был в своем селе весьма уважаемым человеком. Первую мировую войну прошел солдатом, в Гражданскую командовал ротой и батальоном в полку красных партизан Петра Ипатова. И тем не менее не избежал ареста в 1933-м, когда продотряды и милиция выгребали из крестьянских амбаров последние запасы зерна. У Трухачевых его не нашли, поэтому отца отпустили из тюрьмы через пять дней. Из самых ярких воспоминаний детства у Ивана Стефановича — тот самый обыск и арест отца, корова-кормилица, саманный домик из двух комнат и мед, который варили из арбузов и сахарного тростника, росшего тогда на местных полях.

В семье у Стефана Антоновича и Александры Ивановны было шестеро детей. Работать по-взрослому начинали все с детства. И первой должностью Ивана в колхозе была должность водоноса на хлопковом поле во время школьных каникул. Учился тогда он в третьем классе. Позже освоил хлеборобские премудрости на жатве и севе. А в 41-м отец с двумя старшими сыновьями ушли на фронт. Это была уже третья его война, с которой он вернулся, дойдя до Кенигсберга. Но перед этим война пришла и в их дом. 7 августа 1942 года в село вошли немцы. К счастью для многих, ненадолго. В январе 1944-го пришла очередь Ивана стать солдатом. К месту назначения военный эшелон вез призывников 36 суток. Этим местом была станция Бамбурово на Дальнем Востоке. Воевать начал в Маньчжурии, закончил в Северной Корее. А потом еще служил до весны 1950 года. И до сих пор как самую дорогую реликвию хранит свою фотографию на фоне Красного знамени воинской части — этой чести наводчик орудия противотанковой батареи Иван Трухачев был удостоен за отличную стрельбу и успехи в боевой и политической подготовке.

После службы, конечно же, душа рвалась домой. Но комсомол выдавал вчерашним солдатам путевки на огромные в те послевоенные годы новостройки, а также заводы и фабрики. Так он попал в город Сталинск, ныне Новокузнецк. На шахте «Редаково-Южная» начинал откатчиком, потом забойщиком. Через два года вырос до бригадира скоростной проходческой комсомольско-молодежной бригады. Уже через год слава о бригаде Ивана Трухачева гремела на весь Кузбасс. И было отчего. Плановые задания шахтеры выполняли на 160-179 процентов, проходили за месяц под землей по 160 метров при плане всего 90. И средний заработок здесь был тоже рекордным — по шесть тысяч рублей. В 1955 году он написал первую газетную статью о своей бригаде. А после смены, поднявшись на поверхность с глубины 300 метров, шагал в школу рабочей молодежи. Среднее образование получил уже в возрасте 29 лет, и его тогда по праву считали одним из самых опытных и заслуженных шахтерских бригадиров. После этого он немало удивил свое начальство, когда подал документы на исторический факультет педагогического института. Удивлялись многие, потому что не без оснований полагали, что перед молодым и уже заслуженным шахтером лежала прямая дорога в горный институт, а оттуда в крупные руководители угольной отрасли. Ну какой тут толк от учительского диплома? Ректор Сибирского горно-металлургического института его даже на беседу приглашал. Мол, считай, что вступительные экзамены у нас ты уже сдал, через неделю приходи на занятия. А он все равно пошел учиться в педагогический. И окончил его заочно. Потом работал директором угольного разреза и заместителем секретаря парткома на своей шахте.

В родные края вернулся, когда 13 лет шахтерского стажа серьезно отразились на здоровье. Но и сейчас мало кто знает про его больные легкие и ноги. В родной город Ипатово приехал уже отцом трех сыновей, вместе с женой Александрой Стефановной. Ее приняли на работу учителем химии в местную школу, его — в райком КПСС. Потом Иван Стефанович возглавлял Ипатовский райком профсоюза работников сельского хозяйства и заготовок, а вплоть до пенсии трудился в краевом комитете профсоюза работников агропромышленного комплекса. Впрочем, покой, пенсия и заслуженный отдых не для таких, как он. Очень многие в нашем крае знают его как многолетнего и бессменного руководителя Ставропольского регионального отделения Всероссийского общества трезвости и здоровья. Эта его общественная работа началась, когда после отмены знаменитого «антиалкогольного» указа вино и водку начали продавать буквально на каждом углу и всем без разбора, когда даже у школьников стало «модным» пить пиво на переменах и дискотетах. Теперь уже трудно посчитать, сколько газетных статей и интерью он подготовил, сколько бесед и лекций провел в школах и рабочих коллективах на тему «пить или не пить?». Кстати, сам он за свою жизнь не выкурил ни одной сигареты и не выпил даже рюмки спиртного. Уникальный человек. Таких в нашей стране — по пальцам пересчитать. А скольких людей спас от «зеленого змия»! Таковых тысячи. Тех, которые оказались у последней черты, он сам отводил в наркологический диспансер. И никаких денег за это не получал — на то она и общественная работа. А вот что касается признания, с этим, похоже, все в порядке. И не случайно на его праздничном костюме рядом с боевыми и трудовыми наградами знак «Заслуженный работник культуры Российской Федераци», медаль «За заслуги перед Ставропольским краем», золотая медаль Всероссийской общественной комиссии «За полезность» в номинации «За осуществление просветительской деятельности».

Однако главным достижением своей жизни он считает своих сыновей. Старший, Владимир, — член-корреспондент РАСХН, доктор наук, ректор Ставропольского государственного аграрного университета. Младшие: Игорь — полковник, кандидат исторических наук, начальник учебного отдела Военного университета Министерства обороны РФ, Павел — кандидат сельскохозяйственных наук, руководитель фермерского хозяйства. Внуки теперь тоже прочно встали на ноги и выросли очень достойными и успешными людьми. 7 февраля они соберутся, чтобы отметить его юбилей. Жизнь продолжается, Иван Стефанович!

«Судьба Ивана Трухачева»
Газета «Ставропольская правда»
5 февраля 2011 года