Как сделать жизнь пожилых людей полноценной и не бедной?
- Алексей Алексеевич, наверное, такие общероссийские мероприятия позволяют сравнивать, каково сейчас живется людям преклонного возраста в стране и ее регионах.
- Безусловно, и если по результатам съезда делать выводы о жизни пенсионеров в нашей стране, вывод напрашивается один, и он неутешительный. К сожалению, многие люди, отработавшие на благо государства по 30-40 и более лет, сейчас с трудом сводят концы с концами. Достаточно сказать, что 20 процентов пенсионеров в нашей стране имеют доходы ниже прожиточного минимума. Да, в этом году они начали получать социальные доплаты к пенсиям. Однако их величина поставлена в зависимость от официального прожиточного минимума, установленного для пенсионеров. И на съезде говорили о несовершенстве этих расчетов. Сравните: прожиточный минимум для работающего населения составляет примерно 5,6 тысячи рублей в месяц, для пенсионера - всего 4,5 тысячи. Откуда такая разница, что, пенсионеры меньше едят или меньше платят за квартиру или должны хуже одеваться? А по мнению представителей ветеранских организаций страны, эта разница попросту позволяет государству экономить бюджетные деньги на пожилых людях. При этом миллиарды рублей выделяются сейчас на подготовку спортивных сооружений для будущей Олимпиады, а сколько «съест» чемпионат мира по футболу? Нет, мы не против этих трат, понимаем их значение для престижа страны но, как известно, ничто так красноречиво не свидетельствует о гуманности социальной политики любого государства, как положение пожилых людей в той или иной стране. Другая проблема, о которой говорили на съезде, связана с тем, что многим ветеранам приходится много и долго ходить по чиновничьим кабинетам, выпрашивая льготы или помощь, которые и так положены по закону. Не просить мы должны, а требовать! Есть такое право у людей, которые отдали государству лучшие годы жизни, воевали за него, восстанавливали хозяйство, строили города, заводы, растили хлеб... И этим правом должны помогать воспользоваться в том числе и общественные организации ветеранов.
- А какие основные проблемы решают сейчас ветеранские организации нашего края?
- Их немало, да и жизнь не стоит на месте - едва ли не каждый день добавляет новые проблемы. Недавно я проводил прием в Кочубеевском районе, так вот пришлось услышать и о том, что медики очень прохладно реагируют на обращения пожилых людей: мол, а что же вы хотите от врачей, если вам уже за 70 лет, в таком возрасте поздно лечиться. И что делать с таким отношением к ветеранам? Краевой совет в этой связи большие надежды связывает с соглашением, которое мы намерены в ближайшие дни подписать с министерством здравоохранения края. Уже готов проект этого документа. В нем обозначены основные пути нашего взаимодействия, которые помогут ветеранским организациям влиять на медицинское обслуживание пожилых людей. Еще одна проблема, которую мы хотим решить совместными усилиями, - обеспечить лекарствами и вниманием медиков жителей отдаленных сел и хуторов, где порой нет ни аптек, ни медпунктов.
Беспокоят нас и проблемы, с которыми сталкиваются так называемые дети войны - те люди, которые в военное лихолетье начинали трудиться в возрасте 12-14 лет и ковали победу в тылу. Многие из них благодаря специальному краевому закону сейчас получили звание ветеранов труда Ставропольского края, пользуются льготами по оплате коммунальных услуг и даже имеют удостоверения ветеранов войны. Однако пенсии у многих тружеников тыла невелики. Да и пенсионное обеспечение ветеранов Вооруженных сил оставляет желать лучшего. Их пенсии не увеличиваются уже долгое время. Эти вопросы мы ставили, в частности, перед заместителем председателя Государственной Думы РФ Надеждой Герасимовой. К сожалению, ответа на обращение краевого совета ветеранов по этим вопросам так до сих пор не получили, хотя прошло уже девять месяцев.
- А краевые власти насколько внимательны к нуждам ветеранов и их общественных организаций?
- Можно сказать, что есть уже традиция нормального делового сотрудничества. Дважды в год с ветеранским активом встречается губернатор. И на этих встречах всегда идет деловой разговор о тех проблемах, которые обозначались на предыдущей встрече, что конкретно сделано для их решения. Да и многие другие вопросы, поставленные ветеранами, решаются губернатором и органами исполнительной власти. Неплохо налажено и взаимодействие с депутатским корпусом, в частности, через совет старейшин ГДСК. Кстати, наш регион первым в стране создал такой совет, приняв специальный краевой закон. Не могу сказать, что есть проблемы во взаимоотношениях с представителями муниципальных органов власти. На наши просьбы и обращения они тоже реагируют достаточно оперативно. Однако, как и большинство делегатов недавнего всероссийского съезда, я считаю недостатком тот факт, что у ветеранских объединений нет государственного статуса. Хотя только наша организация объединяет более 720 тысяч жителей края. Это даже больше, чем количество молодых людей в регионе. Однако региональные комитеты по делам молодежи созданы везде, а комитетов по делам ветеранов нет. Хотя решением проблем пожилых людей занимаются в основном государственные органы - Пенсионный фонд, министерства здравоохранения и социальной защиты. Вот и необходим такой региональный комитет, который будет координировать эту работу. Однако, конечно, понимаю, что решение о создании таких органов должны принимать не краевые, а федеральные власти.
- Раз уж зашла речь о молодежи, хочу спросить: как ветераны края оценивают своих внуков и вообще современных молодых людей?
- Они разные. Есть среди современной молодежи, например, волонтеры, которые вместе с нашими ветеранскими организациями совершенно и бескорыстно заботятся о сохранении исторических памятников и мемориалов погибших солдат, ухаживают за пожилыми людьми. Но, с другой стороны, моим ровесникам тревожно становится, когда видим, какое влияние на молодежь оказывают потоки грязи, которые льют средства массовой информации, прежде всего с телевизионных экранов и из Интернета. Так можно потерять души подрастающего поколения. И не восполнить эти потери потом никакими вливаниями бюджетных средств. Да, мы стараемся принимать участие в воспитании молодежи, и об этом тоже шла речь на съезде. Однако участие ветеранов в этом деле могло бы быть и более значительным. Вот хотя бы один пример. В Новоселицком районе во всех школах проходят так называемые собрания отцов по инициативе районного совета ветеранов и лично бывшего учителя и местного краеведа Михаила Семеновича Мамонтова. На таких собраниях всегда идет по-настоящему мужской разговор с современными отцами о том, как они воспитывают сыновей и дочерей. Хорошая инициатива, я считаю. Думаем о том, как распространить этот опыт по краю. Есть еще ряд интересных задумок, которые бы позволили ветеранам принимать участие в воспитании молодежи. У нас для этого есть прежде всего немалый жизненный опыт. Важно, чтобы он не пропал.
15 декабря 2010 года