08:58, 30 ноября 2010 года

Что делается на Ставрополье для решения проблем детей-инвалидов

В Ставропольском крае в настоящее время проживает около 9 тысяч детей-инвалидов. Образование для них является одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации, дальнейшего полноценного участия в жизни общества, эффективного самораскрытия в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Создание возможностей для реализации закрепленного в законодательстве РФ их права на образование - одно из важнейших направлений деятельности министерства образования Ставропольского края. Более детально об этой работе и деятельности органов госвласти края, направленной на обеспечение соцзащиты детей-инвалидов, рассказывает заместитель министра Надежда Палиева.

- Сегодня у нас активно реализуется подпрограмма «Развитие специального образования в Ставропольском крае на 2010-2012 годы», являющаяся составной частью краевой целевой программы развития образования в СК на указанный период.

Цель подпрограммы - обеспечение условий для удовлетворения потребностей детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья в качественном образовании. Для чего необходимо решить ряд серьезных задач. Это обновление структуры и содержания специального образования в крае; внедрение инновационных образовательных технологий; развитие вариативных форм получения образования, в том числе в форме дистанционного обучения.

В настоящее время на Ставрополье функционирует дифференцированная сеть специализированных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для организации обучения детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья.

Она включает в себя 13 дошкольных образовательных уч­реж­дений компенсирующего вида, 196 - комбинированного вида, 31 специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I-VIII видов, около 800 специальных (коррекционных) классов VII, VIII видов.

В последние годы в крае многое делается также для интеграции детей-инвалидов в общеобразовательную среду, где они обучаются вместе с нормально развивающимися сверстниками.

Существуют различные модели интеграции. Первая, более распространенная на Ставрополье, предполагает обучение детей с ограничениями по здоровью в специальных (коррекционных) классах при общеобразовательных школах. В настоящее время в таких спецклассах учатся около четырех тысяч ребят.

Другой вариант - когда дети с ограниченными возможностями учатся в одном классе с ровесниками, не имеющими нарушений развития.

В средней общеобразовательной школе № 21 города Ставрополя, директором которой является Александр Кизима, внедряется подобная модель инклюзивного образования, и это учебное заведение можно по праву назвать школой равных возможностей.

Это одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей-инвалидов. Организация их обучения в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет таким детям с ограничениями по здоровью постоянно общаться с «обычными» сверстниками, способствует движению инвалидов к социальной адаптации и интеграции в социум.

Надо отметить, что в Ставропольском крае имеется и опыт успешного проведения ЕГЭ для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных школах. Выпускнице 2007 года ставропольской гимназии № 25 Лейле Каппушевой, инвалиду по зрению, по согласованию с Рособрнадзором были созданы специальные условия для проведения экзамена по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ. Лейла набрала 72 балла - это «пятерка» - и закончила школу с золотой медалью.

В общеобразовательных учебных заведениях начат процесс создания надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих доступ детей-инвалидов в школьные здания, передвижение по ним, пребывание в классах - включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование. Однако похвастаться некоторыми подобными нововведениями сейчас могут лишь семь процентов школ. К сожалению, создание этих условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пока обеспечивается в крае недостаточно как при строительстве новых, так и при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих образовательных учреждений.

Опыт деятельности некоторых муниципальных и общественных организаций показывает также, что дети-инвалиды способны заниматься в драматических и танцевальных кружках и спортивных секциях, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. И те из них, кто имеет возможности развития за пределами семьи, не испытывают чувства неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии легче интегрируются во взрослую жизнь.

Эффективным средством организации образования детей-ин­валидов, особенно имеющих трудности в передвижении, является развитие дистанционной формы их обучения с исполь­зованием современных информационно-ком­му­ни­ка­ци­он­ных технологий.

Дистанционное обучение предполагает сочетание индивидуальных занятий ребенка с учителями на дому и дополнительного количества часов, отведенных на изучение предметов с использованием дистанционных технологий. Такая форма получения образования возможна, если ребенок не имеет медицинских противопоказаний для длительной работы с компьютером. Учитывается и суммарный объем учебной нагрузки, который не должен превышать предусмотренный санитарно-гигиеническими требованиями.

Для детей, состояние которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и уроками на дому организуются занятия в школе - индивидуально или в малых группах.

Работа по развитию дистанционного обучения детей-инвалидов ведется на Ставрополье с 2008 года, когда в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы наш край принял участие и стал одним из победителей конкурса субъектов Российской Федерации на поставку оборудования (на условиях софинансирования) по проекту «Создание форм дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, не посещающих учебные учреждения по состоянию здоровья».

Это позволило получить за счет средств федерального бюджета 290 комплектов уникального компьютерного оборудования, которое представляет собой аппаратно-программные комплексы, состоящие из базовых комплектов для учителя и ученика, графические планшеты. Плюс программное обеспечение по дисциплинам традиционной общеобразовательной программы и развивающего цикла предметов. Ребята с детским церебральным параличом, патологиями слуха и зрения обрели возможность получать образование с использованием дистанционных технологий. Немаловажно, что при этом поддерживается интерактивная видеосвязь с учителем, который может тут же оценить процесс усвоения ребенком знаний.

Поставка в край оборудования позволила в 2009 году организовать обучение 40 детей-инвалидов из Красногвардейского района, Кисловодска, Пятигорска и Ставрополя. Опорным учреждением реализации проекта «Создание форм дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, не посещающих учебные учреждения по состоянию здоровья» стала уже упомянутая СШ № 21 Ставрополя, на базе которой открыта соответствующая экспериментальная площадка.

В том же 2009-м данное направление стало одним из мероприятий приоритетного национального проекта «Образование».

Ставропольский край вошел в число субъектов Российской Федерации, получивших право на субсидии из федерального бюджета для организации дистанционного образования детей-инвалидов. Общий объем субсидий на эти цели из федерального бюджета в 2009-2010 годах составил более 85 млн рублей. Доля финансирования за счет бюджета Ставропольского края - около 6,8 млн рублей. Это позволило создать условия для дистанционного обучения на дому 290 детей-инвалидов, включая проживающих в Ставрополе, Невинномысске, Михайловске, Пятигорске и Ипатовском районе.

На Ставрополье был образован Центр дистанционного обучения детей-инвалидов на базе краевого института повышения квалификации работников образования. Центр координирует и контролирует деятельность, занимается ее организационно-методическим обеспечением. В его задачи входит организация учебно-методической поддержки учителей, а также родителей, чьи дети участвуют в проекте.

В крае имеются кадровые ресурсы для развития дистанционного образования детей-инвалидов. 18 педагогов прошли соответствующие курсы повышения квалификации. Кроме того, при 14 общеобразовательных учреждениях Ставропольского края функционируют межшкольные методические центры, педагогические работники которых имеют необходимые знания и навыки в этой области. Сейчас это уже отряд, насчитывающий до 100 специалистов.

Будет продолжена деятельность по развитию дистанционного обучения и в 2011 году. А в 2013-м детей с ограничениями по здоровью, обучающихся дистанционно, станет около 800.

Использование новейшего компьютерного оборудования может помочь детям-инвалидам получить также профессиональное образование.

Начата работа по организации допрофессиональной и профессиональной подготовки детей-инвалидов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях с использованием IT-технологий. Этому способствовали участие и победа Ставропольского края в конкурсе субъектов Российской Федерации на поставку оборудования (на условиях софинансирования) по проекту «Внедрение новых моделей профессио-нальной ориентации и допрофессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и школах-интернатах». В рамках данного проекта за счет средств федерального бюджета в край будут поставлены комплекты компьютерного оборудования на сумму около 3 млн рублей. Общий объем финансирования за счет средств бюджета Ставропольского края и федерального бюджета составит около 6 млн рублей.

«Расширяя границы мира»
Газета «Ставропольская правда»
30 ноября 2010 года