Секреты рекламы XIX – XX веков
Рекламное дело в России начало развиваться еще в… десятом-одиннадцатом веках, когда русские купцы прибегали к различным приемам, предлагая свои товары. Чаще всего приглашали зазывалу, который непосредственно возле лавок громко извещал о достоинствах «ассортимента». Виртуозными исполнителями устной рекламы были коробейники, разносившие всякую мелочь – ленты, кружева, гребни, косынки, пряники, бублики и т. п. Вклад в формирование рекламной деятельности внесли народные картинки – лубки. С развитием российского экономического рынка набирала обороты и коммерческая реклама.
Немало любопытного об этом можно узнать, заглянув в прошлое, точнее, в материалы, хранящиеся в Государственном архиве Ставропольского края. Надо сказать, средства рекламы были весьма разнообразны: плакаты, объявления, листовки, раздаваемые прохожим на улицах или вывешиваемые на стенах домов и специальных тумбах; афиши и программы зрелищных заведений. Реклама в газетах вообще появилась одновременно с их основанием. Правда, в официальных изданиях рекламе почти не отводилось места. А вот в первой частной газете, ведущей свой отсчет с 1 декабря 1884 года, рекламная информация печаталась в большом объеме в отделе объявлений. Кроме того, купцы и предприниматели размещали рекламу своих предприятий, магазинов, различного рода заведений в ежегодно издаваемых Памятных книгах Ставропольской губернии.
В XIX-XX вв. торговля в Ставрополе в основном была сосредоточена на Николаевском проспекте (ныне пр. К.Маркса). Здесь были расположены самые престижные магазины. Универсальный магазин купца К.М. Дьячкова на углу Николаевского проспекта и Европейского переулка (ул. К.Хетагурова, здание сохранилось до наших дней) торговал одеждой, обувью, галантерейными товарами. Вот несколько рекламных объявлений в газете «Северный Кавказ»: «В универсальном магазине К.М. Дьячкова в Ставрополе на Кавказе по случаю юбилея А.С. Пушкина 26 мая 1899 года покупателям будут выдаваться бесплатно на хорошей бумаге портреты Пушкина, а учащимся закладки для книг, отпечатанные на шелковой ленте с портретом и юбилейной надписью». В предрождественские дни, в декабре 1905 года владелец магазина извещал: «Несмотря на вздорожание товаров и трудность получения их, принял все меры, чтоб к празднику иметь полный ассортимент и до последней возможности не прибавлять на товары цены. Елочные украшения задержались в пути, и если успеют к празднику, то будет хороший выбор, о чем будет опубликовано особо».
Витрины тоже представляли собой своего рода рекламу. Например, радовали глаз различные виды обуви в витрине магазина Пастухова, изделия которого были отмечены золотыми и серебряными медалями на российских и международных выставках.
Немецкий инженер А. Шмидт приехал в Ставрополь в начале XX в. и совместно с предпринимателем А. Рудневым построил чугунолитейное, механическое предприятие (ныне завод «Красный металлист»). Из рекламы того времени узнаем, что завод изготовлял оборудование для мельничных, маслобойных и черепичных заводов, котлы и топки для локомобилей, плуги, запчасти к молотилкам и косилкам.
Прославился на Ставрополье и за его пределами австрийский пивовар Антон Осипович Груби. Сохранились рекламные проспекты, рекомендующие портер, пель-эль, пиво чешское, пильзенское, мюнхенское, кулембахское, венское. Пиво А.Груби разливалось в фирменные бутылки из темного стекла с гербом Ставропольской губернии. Завод и ныне стоит на том же самом месте, на углу улиц Р. Люксембург и Спартака. В память о его основателе один из видов пива именуется «Антон Груби».
Что только не рекламировалось в газетах прошлых лет: «роскошные, нежные духи «Вера-Анона», «очень душистое мыло «Персидская сирень», крем от веснушек и загара, пудра «Гигиена», детская молочная мука «Нестле», какао фирмы «Ван-Гутен», укрепляющие нервы пилюли Пинк, карамель «Не кури».
К праздникам приурочивали рекламу вин. «В.Е. Селипанов сим извещает публику г. Ставрополя и его окрестностей, что во вновь открытом погребе получены в большом количестве разные кахетинские вина из садов жительницы Кахетии княгини Марии Александровны Русиевой. За доброкачественность натурального вина вполне ручаюсь. Цена за ведро от 4 руб. 50 коп. до 8 руб. и за бутылку от 25 до 50 коп.», – сообщала газета «Северный Кавказ» в декабре 1899 года.
Предлагали свои услуги гостиницы Ставрополя – «Гранд-Отель», «Европа», «Париж», «Бристоль», «Калужское подворье» и другие. Гостиница «Центральная» (в этом здании по ул. Дзержинского ныне размещается ГУВД края) извещала в 1916 году: «Ежедневно завтраки от 11 часов, обеды от 1 до 5 часов, ужины от 9 до 1 часа ночи. Изысканная кухня, получение лучшей местной и привозной провизии. Получена икра зернистая, белорыбица, лососина и спаржа». Чтобы привлечь посетителей, приглашались музыканты. В газете «Наш край» за июнь 1909 года читаем: «Сад Буфф при Центральной гостинице М.С. Пахалова открывает летний сезон. Ежедневно играет во время обедов и ужинов Венский концертный оркестр под управлением солиста-скрипача мистера Вистера, окончившего консерваторию в Балтиморе. Вход в сад бесплатный».
В 1907 году в Ставрополе появилась диковинка – кинематограф. На Николаевском проспекте, в доме, арендуемом предпринимателем Бедросовым, размещался «Биоскоп» (ныне кинотеатр «Октябрь»). В марте 1911 года программа предлагала зрителям: «Исключительно последние новинки. При театре «Биоскоп» имеется роскошный буфет с прохладительными напитками: чай, кофе, какао, шоколад, пирожки слоеные, пирожные и кондитерские товары. В фойе во время антрактов играет капелла мандолинистов». В этой же программе анонсировался полет известного спортсмена-авиатора А.Габер-Влынского на биплане Генри Фармана, который должен был состояться на ипподроме.
Конкуренцию «Биоскопу» составлял кинематограф «Модерн» на 200 мест в «Пассаже» братьев Меснянкиных. Нынче «Пассажу» исполняется 100 лет.
Чем радовал кинематограф «Модерн», поведала афиша: «С понедельника 21 октября (только три дня) демонстрируется грандиозная русская сенсация! Высокохудожественная картина «Обрыв». Длина 3300 метров в 6 больших отделениях. Инсценировка по известному роману русского писателя беллетриста И. А. Гончарова».
Так и кажется при взгляде на эти афиши, программы, объявления, будто прошелся по Николаевскому проспекту…
23 октября 2010 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
