Секреты рекламы XIX – XX веков
Рекламное дело в России начало развиваться еще в… десятом-одиннадцатом веках, когда русские купцы прибегали к различным приемам, предлагая свои товары. Чаще всего приглашали зазывалу, который непосредственно возле лавок громко извещал о достоинствах «ассортимента». Виртуозными исполнителями устной рекламы были коробейники, разносившие всякую мелочь – ленты, кружева, гребни, косынки, пряники, бублики и т. п. Вклад в формирование рекламной деятельности внесли народные картинки – лубки. С развитием российского экономического рынка набирала обороты и коммерческая реклама.
Немало любопытного об этом можно узнать, заглянув в прошлое, точнее, в материалы, хранящиеся в Государственном архиве Ставропольского края. Надо сказать, средства рекламы были весьма разнообразны: плакаты, объявления, листовки, раздаваемые прохожим на улицах или вывешиваемые на стенах домов и специальных тумбах; афиши и программы зрелищных заведений. Реклама в газетах вообще появилась одновременно с их основанием. Правда, в официальных изданиях рекламе почти не отводилось места. А вот в первой частной газете, ведущей свой отсчет с 1 декабря 1884 года, рекламная информация печаталась в большом объеме в отделе объявлений. Кроме того, купцы и предприниматели размещали рекламу своих предприятий, магазинов, различного рода заведений в ежегодно издаваемых Памятных книгах Ставропольской губернии.
В XIX-XX вв. торговля в Ставрополе в основном была сосредоточена на Николаевском проспекте (ныне пр. К.Маркса). Здесь были расположены самые престижные магазины. Универсальный магазин купца К.М. Дьячкова на углу Николаевского проспекта и Европейского переулка (ул. К.Хетагурова, здание сохранилось до наших дней) торговал одеждой, обувью, галантерейными товарами. Вот несколько рекламных объявлений в газете «Северный Кавказ»: «В универсальном магазине К.М. Дьячкова в Ставрополе на Кавказе по случаю юбилея А.С. Пушкина 26 мая 1899 года покупателям будут выдаваться бесплатно на хорошей бумаге портреты Пушкина, а учащимся закладки для книг, отпечатанные на шелковой ленте с портретом и юбилейной надписью». В предрождественские дни, в декабре 1905 года владелец магазина извещал: «Несмотря на вздорожание товаров и трудность получения их, принял все меры, чтоб к празднику иметь полный ассортимент и до последней возможности не прибавлять на товары цены. Елочные украшения задержались в пути, и если успеют к празднику, то будет хороший выбор, о чем будет опубликовано особо».
Витрины тоже представляли собой своего рода рекламу. Например, радовали глаз различные виды обуви в витрине магазина Пастухова, изделия которого были отмечены золотыми и серебряными медалями на российских и международных выставках.
Немецкий инженер А. Шмидт приехал в Ставрополь в начале XX в. и совместно с предпринимателем А. Рудневым построил чугунолитейное, механическое предприятие (ныне завод «Красный металлист»). Из рекламы того времени узнаем, что завод изготовлял оборудование для мельничных, маслобойных и черепичных заводов, котлы и топки для локомобилей, плуги, запчасти к молотилкам и косилкам.
Прославился на Ставрополье и за его пределами австрийский пивовар Антон Осипович Груби. Сохранились рекламные проспекты, рекомендующие портер, пель-эль, пиво чешское, пильзенское, мюнхенское, кулембахское, венское. Пиво А.Груби разливалось в фирменные бутылки из темного стекла с гербом Ставропольской губернии. Завод и ныне стоит на том же самом месте, на углу улиц Р. Люксембург и Спартака. В память о его основателе один из видов пива именуется «Антон Груби».
Что только не рекламировалось в газетах прошлых лет: «роскошные, нежные духи «Вера-Анона», «очень душистое мыло «Персидская сирень», крем от веснушек и загара, пудра «Гигиена», детская молочная мука «Нестле», какао фирмы «Ван-Гутен», укрепляющие нервы пилюли Пинк, карамель «Не кури».
К праздникам приурочивали рекламу вин. «В.Е. Селипанов сим извещает публику г. Ставрополя и его окрестностей, что во вновь открытом погребе получены в большом количестве разные кахетинские вина из садов жительницы Кахетии княгини Марии Александровны Русиевой. За доброкачественность натурального вина вполне ручаюсь. Цена за ведро от 4 руб. 50 коп. до 8 руб. и за бутылку от 25 до 50 коп.», – сообщала газета «Северный Кавказ» в декабре 1899 года.
Предлагали свои услуги гостиницы Ставрополя – «Гранд-Отель», «Европа», «Париж», «Бристоль», «Калужское подворье» и другие. Гостиница «Центральная» (в этом здании по ул. Дзержинского ныне размещается ГУВД края) извещала в 1916 году: «Ежедневно завтраки от 11 часов, обеды от 1 до 5 часов, ужины от 9 до 1 часа ночи. Изысканная кухня, получение лучшей местной и привозной провизии. Получена икра зернистая, белорыбица, лососина и спаржа». Чтобы привлечь посетителей, приглашались музыканты. В газете «Наш край» за июнь 1909 года читаем: «Сад Буфф при Центральной гостинице М.С. Пахалова открывает летний сезон. Ежедневно играет во время обедов и ужинов Венский концертный оркестр под управлением солиста-скрипача мистера Вистера, окончившего консерваторию в Балтиморе. Вход в сад бесплатный».
В 1907 году в Ставрополе появилась диковинка – кинематограф. На Николаевском проспекте, в доме, арендуемом предпринимателем Бедросовым, размещался «Биоскоп» (ныне кинотеатр «Октябрь»). В марте 1911 года программа предлагала зрителям: «Исключительно последние новинки. При театре «Биоскоп» имеется роскошный буфет с прохладительными напитками: чай, кофе, какао, шоколад, пирожки слоеные, пирожные и кондитерские товары. В фойе во время антрактов играет капелла мандолинистов». В этой же программе анонсировался полет известного спортсмена-авиатора А.Габер-Влынского на биплане Генри Фармана, который должен был состояться на ипподроме.
Конкуренцию «Биоскопу» составлял кинематограф «Модерн» на 200 мест в «Пассаже» братьев Меснянкиных. Нынче «Пассажу» исполняется 100 лет.
Чем радовал кинематограф «Модерн», поведала афиша: «С понедельника 21 октября (только три дня) демонстрируется грандиозная русская сенсация! Высокохудожественная картина «Обрыв». Длина 3300 метров в 6 больших отделениях. Инсценировка по известному роману русского писателя беллетриста И. А. Гончарова».
Так и кажется при взгляде на эти афиши, программы, объявления, будто прошелся по Николаевскому проспекту…
23 октября 2010 года