09:21, 8 октября 2010 года

Ставрополь начала XX века на страницах газеты «Кавказская речь»

Газета интересна многими материалами, но привлекает внимание еще и полным отсутствием официозности в освещении многих событий, происходивших в России и на Ставрополье. Выходила она ежедневно, подписывал ее редактор-издатель А. П. Попов, печаталась в Ставропольской типографии «Труд» Б. Минкина.

Любопытна информация под названием «Тяжелый пост». В ней сообщается о ставропольском градоначальнике, отказавшемся от своей должности. Мотив – личные дела, мешающие занимать пост городского головы. Меснянкин, городской голова, представитель известной купеческой фамилии, полагал, что предпринимательская деятельность отвлекает его от работы на пользу города, что состояние городского хозяйства (отсутствие сносного водопровода, приличных мостовых, освещения, благоустроенной больницы и т. п.) требует полной отдачи работе, без чего невозможна успешная деятельность на этом посту. «И за это спасибо, – заключает газета, – у нас редкий человек ставит общественные интересы выше личного честолюбия».

Обсуждались на страницах газеты подготовка выборов нового городского начальника, кандидаты на этот пост. Высказывалось популярное мнение о том, что нужен деятельный, энергичный работник, а не «представитель только по имени». Выдвигались два достойных кандидата, но с иронией замечалось, что, возможно, городская Дума остановит свой выбор на третьем, «никому не ведомом, но милом».

Много внимания «Кавказская речь» уделяла органам самоуправления и негодовала по поводу падения авторитета у населения России III Государственной думы, а также вмешательства властей в ее деятельность. Публикуя полный(!) отчет о ее заседаниях, она сопровождала его комментарием о том, что равнодушное отношение к публичным выступлениям депутатов отмечается и «на холодном севере, и на знойном юге, и в Новгородской, и в Ставропольской губерниях».

Так, в частности, выступление ставропольского депутата Н. И. Иванова состоялось почти перед пустой аудиторией! Далее критиковалась несдержанность и невоспитанность, граничащая с хамством, некоторых депутатов. Как рассказал неведомый нам корреспондент, подписавшийся «А. П-ов», русский парламент, в котором порой с трибуны слышится «извозчичья» брань, вызывает обидное чувство. Он сравнивает нашу Думу с турецким парламентом, который посетил султан с наследником и был бурно приветствован с соответствующими почестями. Автор информации высказывает предположение, что, случись подобное у нас и Государственную думу посетит член царской фамилии, нет гарантии, что «некоторые депутаты не выкинут такое антраше, которое скомпрометирует и ославит русскую Думу на всю жизнь». Он также высказывает такую мысль: раньше можно было без опаски на заседание приглашать иностранцев, а теперь это стало крайне нежелательным, так как с трибуны может сорваться нецензурщина в адрес оппонента.

Привлекает внимание и сообщение о том, что адресное финансирование некоторых учреждений и организаций не достигает успеха. Так, были направлены обществу для содействия народному образованию в Ставрополе 600 рублей, на содержание 3-й женской гимназии 200 рублей, обществу содействия воспитания и защиты детей 500 рублей. Но, как стало известно, некоторые из обществ эти деньги не получили.

Удивительное дело: эти старые газетные страницы буквально дышат нашим, сегодняшним днем.

Много внимания уделяла газета благотворительности, особенно помощи беспризорным детям и заключенным. В начале октября сообщалось, что в Ставрополе состоялось совещание об устройстве больницы для туберкулезных заключенных. На совещании присутствовали вице-губернатор, городской врач, помощник губернского врача, начальники тюрем, секретарь губернского попечительного о тюрьмах комитета и замещающий должность губернского советника. Было признано необходимым, пока нет соответствующего здания, нанять помещение и приспособить его для содержания больных заключенных. А через три дня состоялось освящение и открытие Дома трудолюбия для освободившихся из тюрем. Присутствовали представители местной администрации, городского самоуправления, молебен совершал архимандрит Козмодемьянский. Перед открытием Дома Г. Ф. Деминым пожертвованы 500 рублей и швейная машина. Целью таких домов было дать временное пристанище всем, кто вследствие неблагоприятных жизненных обстоятельств оказался без работы и средств к существованию. «Затраты на все это должны окупиться, – справедливо рассуждала газета, – так как умелое воспитание бесприютных детей, с одной стороны, сократит преступность, а с другой – вернет обществу много молодых и полезных сил…».

Вызывает интерес целый ряд публикаций о Л. Толстом – со дня его отъезда из Ясной Поляны до скорой болезни и смерти на станции Астапово. Опубликовано письмо Толстого, написанное профессору Малиновскому о неприятии смертной казни (в ответ на книгу последнего «Кровавая месть и смертная казнь»). «Мог ли я поверить 60 лет тому назад, что через полвека у нас в России виселица станет нормальным явлением и «ученые» и «образованные» люди будут доказывать полезность ея», – взволнованно писал Лев Николаевич.

Несколько публикаций посвящено С. А. Муромцеву, первому председателю I Государственной Думы. Они появились в газете после его внезапной смерти. Отмечались заслуги этого выдающегося государственного деятеля в реализации первого в России опыта с народным представительством.

Освещалась «Кавказской речью» и культурная жизнь. Из газеты узнаем о театральных постановках в действующем тогда частном театре братьев Меснянкиных. В октябре давали «Бранд» Г. Ибсена, «Жены» Айзмана, в театре «Пассаж» шли «Бешеные деньги» А. Островского, «Эрос и Психея» М. Эпштейна, «Синяя птица» М. Метерлинка. А вот на странице объявления о бесплатном концерте Варшавского салонного оркестра, о многочисленных благотворительных концертах, устраиваемых местными творческими силами.

Весьма разнообразна информация о международной жизни, событиях в России и Ставропольской губернии. На заседаниях городской Думы, например, обсуждались вопросы о том, как отметить 50-летие освобождения крестьян от крепостной зависимости, об устройстве в Ставрополе водопровода, об участии представителей Думы в работе педсовета Ставропольской гимназии, о переоценке недвижимости и т.д. В рубрике «Почтовый ящик» публиковались ответы на вопросы читателей.

Газета выходила на 4 страницах, первую и четвертую, как правило, занимали платные объявления и художественная реклама. Здесь можно увидеть объявления о продаже швейных машин, граммофонов, патефонов… И хотя сохранилось всего несколько номеров газеты 1910 года издания, но даже в таком небольшом количестве она интересна для любого исследователя, представляя богатый исторический материал по многим сторонам жизни.

Валерия ВОДОЛАЖСКАЯ
«О Думе, Доме и водопроводе»
Газета «Ставропольская правда»
8 октября 2010 года