Астрономы и сотрудники обсерваторий разных стран обменивались опытом в Кисловодске
Основные хлопоты по организации столь представительного научного форума взяли на себя Государственный астрономический институт имени Штернберга (ГАИШ) Московского государственного университета и Международный астрономический союз. Их представители совместно с сотрудниками Южной Европейской обсерватории на пресс-конференции в кисловодском санатории «Солнечный» популярно разъяснили, почему так важно изучать астроклимат.
- Современная обсерватория со всей ее инфраструктурой, телескопом, принимающей аппаратурой – очень дорогостоящее дело. Дороже бывают только сооружения для исследований в области ядерной физики. Например, большой адронный коллайдер. Поэтому очень важно выбрать такое место для установки телескопа, где он сможет работать с максимальным эффектом, – рассказал заведующий лабораторией ГАИШ доцент физического факультета МГУ Виктор Корнилов. – Земная атмосфера мешает наблюдению, поэтому астрономы выбирают на планете такие места, где не просто много ясных дней, но и другие характеристики атмосферы наиболее благоприятны для работы оптических телескопов.
Кроме того, чтобы получить объективную картину, подчеркнул Виктор Корнилов, надо довольно долго наблюдать атмосферу в данном месте. Например, ГАИШ уже три года исследует астроклимат в окрестностях Кисловодска, на горе Шаджатмаз. Но даже данных за три года еще маловато. По измерениям сотрудников ГАИШ, среднегодичное ясное ночное время на Шаджатмазе составляет 1400 часов. Для России это много. Но по мировым меркам – не очень. Например, на севере Чили, где находится обсерватория «Парональ» Южной Европейской обсерватории, в год бывает 2800 часов ясной погоды. Поэтому в России пока речь идет только об установке в 30 километрах от Кисловодска телескопа с 2,5-метровым зеркалом.
К сожалению, российская экспериментальная астрономия, которая полвека назад была на передовых позициях, ныне сильно отстает от мирового уровня. За последние два десятка лет в нашей стране не построили ни одного телескопа. Некогда самый большой в мире шестиметровый телескоп в Архызе сегодня уже безнадежно устарел. Но это единственный большой оптический прибор, который остался в распоряжении российских астрономов, после того как обсерватории в Узбекистане, Таджикистане и на Украине отошли в собственность этих независимых государств. Между тем другие страны семимильными шагами развивают наблюдательную астрономию. Еще два десятка лет назад Южная Европейская обсерватория, объединяющая астрономов большинства европейских стран, установила на севере Чили четыре восьмиметровых телескопа. Затем американцы на Гавайях воздвигли 30-метровый телескоп.
И уже на подходе новый грандиозный проект Южной Европейской обсерватории – строительство 42-метрового телескопа.
- Его главное зеркало состоит из нескольких тысяч отдельных сегментов, которыми будет управлять компьютер, – рассказал сотрудник Южной Европейской обсерватории доктор Флориан Кербер.
Ввод в строй сверхбольшого европейского телескопа ожидается через десять лет. Он обойдется Южной Европейской обсерватории примерно в миллиард евро, но зато наилучшим образом подходит для поиска экзопланет (планет, вращающихся вокруг других звезд), где, возможно, есть жизнь, и для других наиболее интересных проектов в современной астрономии.
Российские астрономы пока могут предложить мировому астрономическому сообществу только свои мозги. В теоретической астрономии мы по-прежнему сильны. Кроме того, как политкорректно отметил французский ученый доктор Марк Саразен, современная астрономическая приемная техника на телескопах становится все сложнее и сложнее. Ее создание – важный этап в развитии наблюдательной астрономии. По этой тематике европейские астрономы с 2002 года сотрудничают с прибористами ГАИШ, в частности, с лабораторией Виктора Корнилова. Инструментами, которые разрабатывают в Москве, пользуются астрономы всего мира.
Виктор Корнилов сообщил, что новый 2,5-метровый телескоп в окрестностях Кисловодска установят уже в будущем году. Помимо программы наблюдений он будет плотно задействован в обучении студентов:
- Да, в экспериментальной области у нас база недостаточна, но нам нужно готовить студентов, которые могли бы включиться в работу зарубежных обсерваторий. Для этого у них должна быть практика работы с современными инструментами – такими, какой будет установлен на горе Шаджатмаз.
Но при этом Виктор Корнилов признал:
- Если российская астрономия хочет использовать те наработки, которые уже есть в мире и, в частности, в Европе, мы должны стать полноценными членами Южной Европейской обсерватории. Это был бы идеальный вариант, поскольку она уже давно доказала свою эффективность. Но, к сожалению, этот вопрос так просто не решить.
Оказывается, для присоединения к Южной Европейской обсерватории нужно внести вступительный взнос – около ста миллионов евро, а затем еще платить и ежегодные взносы.
Собравшиеся на конференцию астрономы не ограничились докладами и дискуссиями. Они с удовольствием съездили в Архыз, где осмотрели легендарный шестиметровый телескоп и пообщались с ведущими сотрудниками Специальной астрофизической лаборатории Российской академии наук. А в последний день участники конференции намерены осмотреть астроклиматический пост Кавказской горной обсерватории, что находится в 30 километрах от Кисловодска.
6 октября 2010 года