Прогресс позволил нам общаться без границ. Мало кто сегодня не знает, что такое электронная почта, «Скайп», социальные сети. Согласно статистике, в «Одноклассниках», «ВКонтакте» и других подобных ресурсах зарегистрирован едва не каждый второй житель России и стран СНГ. А те, кто не обитает на необъятных просторах русскоязычных социальных сетей, – это, как правило, или принципиальные их противники, или люди, просто не имеющие возможности пользоваться Интернетом.

День Интернета в России – День Рунета

День Интернета в России – День Рунета

© Коллаж Ивана ГОРЕНКО

Взгляд в прошлое

Как и большинство явлений массовой культуры, социальные сети сначала появились на Западе и лишь потом были перенесены на российскую почву. Первой «ласточкой» оказался американский портал Classmates.com, запущенный в 1995 году. Русский аналог этого сайта — знаменитые «Одноклассники» – появился лишь спустя 11 лет. Проект Classmates.com оказался довольно успешным – в течение последующих нескольких лет на Западе появилось несколько десятков подобных сервисов. Но, как говорится, все это были только цветочки по сравнению с настоящим бумом социальных сетей, официальным началом которого принято считать 2003-2004 годы. Именно тогда стартовали такие проекты, как «LinkedIn», «MySpace» и «FaceBook», что ознаменовало собой начало новой эпохи развития Интернета.

Эти сервисы дали два направления дальнейшего развития социальных сетей: «LinkedIn» создавался с целью установления и поддержания чисто деловых контактов и служил в первую очередь представителям коммерческих структур и частным предпринимателям, а вот владельцы «MySpace» и «Facebook» акцентировали внимание прежде всего на удовлетворении человеческой потребности в самовыражении, можно сказать, сделали ставку на осуществление принципа «Пирамиды Маслоу». Этот именитый американский психолог установил, что именно самовыражение является главной потребностью человека – оно стоит даже выше, чем, например, признание и общение. Впрочем, и эти две немаловажные человеческие ценности не оставлены без внимания социальными сетями.

В России

Популярный сейчас в России и странах СНГ сайт «ВКонтакте» во многом копирует западный «Facebook». Этот русскоязычный ресурс, как и «Одноклассники», впервые заявил о себе в 2006 году. В январе 2009 года «ВКонтакте» впервые обогнал своего главного конкурента «Одноклассники» по количеству пользователей и с тех пор значительно опережает его. Для наглядности можно сравнить цифры: если «ВКонтакте», по утверждениям администрации, на сегодняшний день насчитывает более 83 миллионов зарегистрированных пользователей, то «Одноклассники» – лишь около 45 миллионов.

Помимо двух упомянутых «гигантов» русскоязычных социальных сетей на просторах рунета есть еще несколько более скромных сервисов. К примеру, дочерними социальными сетями обзавелись некоторые известные поисковые системы. Из самых известных можно назвать «Мой мир», существующий на базе mail.ru, и «Мой круг» – дочерний проект «Яндекса». Такие сервисы имеют меньший вес, однако пользуются широкой популярностью у приверженцев той или иной поисковой сети.

Добро или зло?

В связи с тем что социальные сети в жизни многих современных людей начали играть серьезную роль, развернулось огромное количество споров о том, чем хороши и чем плохи подобные сервисы, как они влияют на общество, зачем они вообще нужны и т. д.

Пользователи социальных сетей справедливо замечают, что люди могут общаться, обмениваться новостями или какими-нибудь файлами, не выходя из дома. Через социальные сети можно знакомиться и переписываться с людьми из других городов, что тоже весьма ценно. Между тем не менее распространена точка зрения, что в эпоху Интернета и цифровых технологий сетевое общение замещает людям живое общение, и они просто становятся придатком к своим компьютерам.

Однако я уверен, что при разумном подходе интернет-общение скорее дополняет общение, чем замещает его, делает его непрерывным. И еще – каждый человек, создавая свою страницу в «ВКонтакте» или в «Одноклассниках», регистрируя блог в «Живом журнале», может поделиться своими мыслями, показать свои таланты, стать известным хотя бы в узком кругу и занять свое место в медиа-пространстве. В конце концов, он имеет возможность просто сказать всему миру: «Смотрите, я есть! Обратите на меня внимание, потому что я этого достоин!».

Как уже было сказано, многие социальные сети были изначально предназначены для самовыражения человека. Эти сети стали своего рода веб-пристанищем, где каждый может найти техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». Главное здесь – знать чувство меры и не завышать свою самооценку, ведь можно создать себе такой образ, который поглотит саму личность. Вкушать эти дары цивилизации или оставить в стороне без внимания – решает каждый для себя.

* * *

Кстати.

Теперь на нашем сайте www.stapravda.ru появился новый сервис. Каждый желающий может легко поделиться интересными материалами «Ставропольской правды» с друзьями в социальных сетях, нажав соответствующую «иконку» внизу текста.

Георгий ТУЗ