10:26, 10 сентября 2010 года

Дорожники Ставрополья восстали против своего профсоюзного босса

В отличие от большинства развитых стран, где движение рабочих за свои права насчитывает историю в несколько сотен лет, а его лидеры на равных взаимодействуют с работодателями, в России сложилось особое отношение к этому явлению общественной жизни. У нас о деятельности профсоюза принято говорить или хорошо, или никак. В первом случае вам, скорее всего, перепал какой--то бонус, скажем, в виде льготной поездки на море или в санаторий. Впрочем, для многих предприятий и это уже из разряда экзотики. А самое яркое воплощение образа типичного профорга в отечественном кино помните? Конечно, Шурочка из «Служебного романа», которая была занята исключительно собиранием взносов, тасканием бронзовой лошади и организацией похорон Бубликова… Понятно, что толку от такого профорга ноль. Хотя, с другой стороны, и вреда тоже. В жизни бывает, однако, иначе…

Уж лучше Шура

В редакцию «СП» поступило письмо от коллектива ГУП «Буденновское МДРСУ». Прелюбопытное, кстати, письмо, адресованное также министру дорожного хозяйства края И. Васильеву. Вот что пишут его подчиненные:

«Вынуждены обратиться к вам с просьбой об оказании содействия в разрешении конфликтной ситуации, которая с каждым годом все более усугубляется в связи с действиями председателя ставропольской территориальной организации общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Пасечник Галины Николаевны. На протяжении более двух лет Галина Николаевна постоянно оказывала негативное воздействие на коллектив Нефтекумского ДРСУ путем ложных обвинений в адрес руководителя управления, привлекая при этом различные правоохранительные органы, прокуратуру, судебные инстанции. По ее обращениям вышеупомянутыми органами были проведены проверки, в результате которых факты нарушений подтверждены не были».

Причем, по словам авторов письма, эта ситуация не уникальна: «…мы знаем, что она посещает другие дорожные предприятия в крае, пытается внести разногласие между работниками и работодателем, всячески стараясь очернить действия тех или иных руководителей предприятий дорожной отрасли, причем очернение это происходит в форме надуманных теоретических домыслов…».

Дорожники не видят никакой пользы в действиях Г. Пасечник, которая лишь «вносит в деятельность коллективов предприятий напряженность и отвлекает от выполнения прямых производственных задач». Да, похоже, и у нее остается не так много времени на то, чтобы заниматься своими профсоюзными обязанностями, то есть защитой прав трудящихся. «На протяжении последних лет Галина Николаевна не вникает в вопросы социального характера, питания, бытовых условий, охраны труда, поддержки никто не чувствует».

В заключение авторы просят И. Васильева обратиться в ЦК общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства с тем, чтобы его представители помогли разрешить конфликт. В качестве крайней меры предлагается созвать внеочередную отчетно-выборную конференцию, чтобы как минимум открыто обсудить сложившуюся ситуацию. Согласитесь, парадокс: люди просят защитить их от того, кто должен их защищать. Тем более что И. Васильев – главная мишень нападок Г. Пасечник, которая почему-то уверена, что министр – причина всех несчастий ставропольских дорожников. О чем она недвусмысленно распространялась на страницах одного малопопулярного «желтого» издания. Тут обвинения и в хищениях, и кумовстве, и нарушениях трудового законодательства, и т.д., и т.п. Однако дорожники доверили именно И. Васильеву защитить их права…

Канонизации не будет

С просьбой дать оценку этой неоднозначной ситуации я обратилась к министру дорожного хозяйства края И. Васильеву. Он сообщил, что письмо, как и просили авторы, передано по адресу – в ЦК общероссийского отраслевого профсоюза. Однако он как работодатель в принципе не может влиять на проф-союзную деятельность своих подчиненных. Хотя у него и накопилась масса претензий к деятельности организации, возглавляемой Г. Пасечник.

По словам И. Васильева, краевая организация профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства оказалась далеко не лучшим социальным партнером. Вместо того чтобы активно заниматься тем, чем положено профессиональному объединению: представительством и защитой трудовых прав и интересов работников, содействием занятости и т.д., – Пасечник предпочитает рулить иными сферами.

- В принципе в письме, о котором идет речь, все верно изложено, – говорит И. Васильев, – включая способы, которыми г-жа Пасечник поддерживает свой образ народной защитницы. Клевета, судебные иски, какие-то глупые карикатуры, истерика со страниц газет. Все это отвлекает от работы да и просто по-человечески неприятно. По-хорошему, конечно, ее стоило бы привлекать к ответственности за эти обвинения, поводов больше чем достаточно. Но я этого делать не буду. По крайней мере, пока. Тем более что прекрасно понимаю: подобное внимание к ее персоне будет интерпретировано как гонения на «святую». Скажите, это нормально, когда человек приезжает на предприятие и начинает кричать о том, что работодатель обирает своих работников и каждый из них должен получать по 200 тысяч рублей в месяц? Правда, откуда взять такие деньги, не объясняет. Пока Галина Николаевна занимается выискиванием блох в хозяйственной деятельности предприятий, что в принципе не относится к ее компетенции, руководителям этих предприятий пришлось взять на себя часть функций профсоюза. Они выделяют деньги на проведение праздников, организацию отдыха сотрудников. А вот куда идут средства, которые наши работники перечисляют в виде профсоюзных членских взносов, мне неизвестно.

Неведомы ему, говорит И. Васильев, и правовые основания деятельности региональной организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства:

Она не состоит в краевой федерации профсоюзов. Никаких правоустанавливающих документов от самой Галины Николаевны я не могу добиться в течение полутора лет. Подозреваю, их просто нет.

- Похоже, ситуация переходит из категории странных в разряд абсурдных. Неужели из нее нет выхода?

- Насколько мне известно, дорожники, состоящие в профсоюзе, рассчитывают на проведение отчетно-выборной конференции, которая, по идее, должна состояться в сентябре 2010 года. Но Галина Николаевна, срок полномочий которой как раз заканчивается, похоже, боится его проводить. Кстати, в министерство поступил факс, в котором Пасечник заявляет, что она соберет конференцию, только после того как Васильев будет отстранен от работы. Однако ситуация разрешилась иначе – люди тоже устали от этой лихорадки. Им нужен профсоюз, который работал бы на них, а не против. В дорожных предприятиях прошли собрания первичек. В подавляющем большинстве случаев было принято решение о сохранении профсоюзных ячеек на предприятиях, но при условии их выхода из состава краевой организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства. К какой организации они решат присоединяться или предпочтут сохранить автономность – дело их. Я как работодатель приму любое решение, открыто говорю, мне нужен социальный партнер в лице профсоюза.

То ли девушка, то ли видение

А вот попытка получить комментарий по поводу происходящего у самой Г. Пасечник закончилась странно, хотя и весьма показательно. Благо знакомые с этой «профлидершей» люди посоветовали держать диктофон наготове.

Звоню Г. Пасечник на рабочий телефон. Представляюсь, объясняю, что хотела бы побеседовать с ней как с одной из сторон конфликта. Она охотно включилась в разговор. За 20 минут Галина Николаевна успела поведать о многом. Например, что в дорожных организациях края «сплошные нарушения трудовых прав», подтверждением чему якобы служат многочисленные жалобы не только самих работников отрасли, но даже их жен и детей. Главное же безобразие заключается в явно заниженном, по мнению Пасечник, размере зарплаты.

- Если министр дорожного хозяйства заявляет, что на год выделено 2,08 миллиарда рублей на строительство, ремонт и эксплуатацию дорог, то 20 процентов от этой суммы должно идти на зарплату работникам, – считает она, объясняя, что так было при коммунистах.

Удивительно, но простейшие арифметические расчеты показали, что самим дорожникам «формула Пасечник» (закавычено мной, поскольку никаких реальных оснований эта схема под собой не имеет. – Н.К.) совсем не выгодна. Сегодня средняя заработная плата работника отрасли на Ставрополье составляет 12,6 тысячи рублей в месяц. Если же перейти на «формулу Пасечник», то сумма не увеличится, а, напротив, уменьшится. Более того, уровень зарплат ставится в прямую зависимость от величины бюджета отрасли. В этом году он рекордный. Что будет завтра, неизвестно…

В легитимность собраний первичек, решивших отмежеваться от краевой организации, Галина Николаевна не верит. Хотя заявила сгоряча: «Да пусть хоть все выходят» и припомнила дорожникам, что они перестали перечислять членские взносы, поэтому она уже четыре месяца не получает зарплату. На вопрос: чем же занимался профсоюз, куда смотрел, что ситуация дошла до критической отметки, – Г. Пасечник сообщила буквально следующее:

- Чем профсоюз занимается последние пять лет? Восстанавливаю на работе, участвую в судах, пишу в прокуратуру для проверки.

Комментарии, как говорится, излишни. Ни дать ни взять – готовый шаблон для размещения в газете объявлений в разделе «услуги». Шура со своим бронзовым конем на этом фоне нервно курит в сторонке. Впрочем, сами дорожники, состоящие в профсоюзе, на своих «нелегитимных» собраниях говорили о том, что никакой реальной помощи от профсоюза давным-давно не видели.

К слову, что касается вопроса о легитимности самой краевой организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, то здесь Г. Пасечник была непреклонна:

- Я не собираюсь давать министерству правоустанавливающие документы. Они подписали отраслевое тарифное соглашение, вот тогда надо было требовать документы. Я в юстиции зарегистрировала организацию в 1993 году. Никому ничего показывать не буду.

Кроме того, она успела поделиться информацией (с указанием фамилий) о своих злопыхателях, которые спят и видят, как бы облить грязью возглавляемую ею организацию и ее лично. И самое главное – моя собеседница пообещала подтвердить каждое свое слово документально, таинственным голосом заверив, что бумаги, которыми она располагает, газету точно заинтересуют. Мы договорились о встрече. И тут… настроение Г. Пасечник без видимых причин переменилось: она категорично заявила, что никакого интервью она мне не давала. Более того, буквально через несколько минут она перезвонила в редакцию и сообщила, что вообще не разговаривала со мной о конфликте с дорожниками. А если я посмею опубликовать наш разговор на страницах газеты, она затаскает меня по судам…

Ля-ля про кренделя

Не знаю, как вам, а мне не нравится, когда кто-то на пустом месте мне угрожает и делает это так, как будто вся отечественная судебная система состоит у него на службе. Тем более что пока в судах, насколько мне известно, разбирают споры, а не сажают на кол.

Видно, такова уж натура русского человека: как бы его жизнь ни била, он не перестает верить в то, что придет царь-батюшка, государыня-матушка, святой или разбойник и спасет его от всего плохого, что в мире творится, отмоет, обогреет и к райским вратам доставит. Многие проходимцы, как показывает отечественная история, умело играя на этой струнке, получали почти неограниченную власть над толпой. Надо было только убедительно обвинить действующее руководство во всех смертных грехах, предъявить собственную готовность жизнь положить за правое дело да пообещать народу побольше «кренделей». С кренделями, однако, всегда было туго, жизнь за правду вожди отдавали как-то неохотно, а понимание, что за мессию приняли не того, обычно приходило слишком поздно…

Да и в новейшей истории можно найти немало примеров того, как с помощью деструктивной критики и популистских обещаний набираются политические очки. Эти люди часто мелькают по ТВ, выступают в прессе, делают громкие заявления… Могут пройти годы, пока станет ясно, что профессиональные критиканы ничего, кроме «ля-ля», предложить не в состоянии. А если учесть еще одну национальную особенность – безотчетный страх обывателя перед такими словами, как «суд», «прокуратура», «следствие» и т.д. (этому тоже есть весомые объяснения из области истории), становится понятно, почему Галине Пасечник и ей подобным так ловко удается манипулировать людьми.

Как любой трезво мыслящий человек, я не в восторге от состояния дел в отечественной дорожной отрасли, подтверждением чему служат мои публикации по этому поводу. Но все же нельзя не признать, что в последние годы состояние дорог краевого значения серьезно подтянулось. Прежде разительная разница между ставропольскими и краснодарскими дорогами стала гораздо менее заметной. Вот это реальная работа, а не абстрактное ля-ля про кренделя. Хотелось бы, чтобы ставропольские дорожники продолжали в том же духе, а не выходили, поверив пустым обещаниям, на дорогу стучать касками, требуя зарплат, взятых с потолка.

«Операция «Манипуляция»»
Газета «Ставропольская правда»
10 сентября 2010 года