08:40, 27 августа 2010 года

Несчастья судьи Блинова и их влияние на жизнь окружающих

Депутатский запрос

Очередное его несчастье началось несколько месяцев назад. Тогда депутат Государственной Думы Ставропольского края Андрей Разин сделал депутатский запрос о том, почему это судья краевого суда, сбивший на автомашине несколько лет назад женщину, которая впоследствии умерла от полученных повреждений, до сих пор не наказан. Короче говоря, народный избранник попросил разобраться в этой истории компетентные органы.

Органы начали разбираться. Параллельно и редакция «Ставропольской правды» вела собственное журналистское расследование. Оговорюсь сразу, взаимностью компетентные органы и их сотрудники нам не ответили, вежливо сославшись на то, что у них свои дела, а у нас свои. Вежливую осторожность правоохранителей понять можно: Александр Блинов по своему статусу не только судья, но еще и так называемый «спецсубъект». Есть такое понятие в российском праве.

Спецсубъект

Просветим читателя в содержании термина. Спецсубъект – это такой человек, в отношении которого - в связи с занимаемым им служебным положением – действует несколько иной порядок возбуждения уголовного преследования, чем в отношении других (читай - простых) граждан. Среди спецсубъектов у нас числятся люди, занимающие государственные должности, - прокуроры, депутаты, судьи и прочая. То есть подразумевается, что их работа может стать поводом для всякого рода провокаций, в том числе и уголовного плана, а особый порядок может защитить таких людей от напраслины.

Отметим, что спецсубъекта Блинова особый порядок защищал долго. Почти пять лет. Потому что ДТП, о котором вспомнил депутат Разин, произошло еще 17 октября 2005 года.

Авария

…В то утро судья Блинов, видимо, ехал на работу. На «Сузуки-Лиана». Хорошая машина, что и говорить. А кто скрывает, что судьи у нас обеспеченные люди? В 7.15, когда судейское авто на скорости не менее 50 километров в час передвигалось по улице Шпаковской краевого центра между улицами 50 лет ВЛКСМ и Доваторцев, Блинов наехал на женщину. Фамилию ее по понятным причинам мы называть не будем. Удар был так силен, что женщину подкинуло, бросило на капот, и машина протащила ее несколько метров. Перечисление нанесенных травм занимает более половины страницы убористого компьютерного текста. Они в конечном итоге и привели к развитию «грубой неврологической симптоматики… и закономерно осложнились полиорганной недостаточностью». Проще говоря, четыре месяца женщина провела в больнице в коме, а 27 августа следующего, 2006 года скончалась. Причем основной и непосредственной причиной смерти стала как раз эта «полиорганная недостаточность».

Как рассказывал муж жертвы, жена, работавшая в офисе, расположенном на углу Шпаковской и Доваторцев, ходила на работу пешком. В тот день не дошла. «Черная нога» судьи Блинова «достала» и ее.

Сам судья вел себя в тот день просто образцово. Вызвал «скорую» и ГИБДД, включил аварийную сигнализацию и автомобиль не перемещал. Все как положено. Рассказал сотрудникам ДПС, что ехал со скоростью 40 километров в час, потом и вовсе до 20 ее снизил. А тут женщина дорогу переходит слева направо, на него не глядит и опасность игнорирует. Вот и произошла авария.

Непонятки-1

Проверка (к ее ходу мы еще вернемся) и проведенная в ее ходе автотехническая экспертиза доказали, что спецсубъект был, скажем так, не вполне искренен. Жертва аварии шла справа налево, что в корне меняет весь ход произошедшего, так как при таком раскладе ЧП произошло на участке дороги, который является зоной повышенного внимания для водителей.

Блинов, ознакомившись с выводами экспертизы, от дачи объяснений отказался в соответствии со статьей 51 Конституции РФ. По ней «никто не обязан свидетельствовать против себя самого». Но той же Конституцией предусмотрено, что «все равны перед законом и судом», что означает для каждого гражданина России обязанность отвечать за совершенное преступление. Это ДТП квалифицируется по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ, - нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека. Согласие на возбуждение уголовного дела по этой статье в отношении Блинова попросил первый заместитель Генпрокурора РФ - председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. Согласие должна дать высшая квалификационная коллегия судей РФ (ВККС). Для спецсубъекта Блинова, как судьи краевого суда, предусмотрен именно такой порядок.

И такое согласие было получено на выездном заседании ВККС в Ставрополе.

Пятилетка

Почему же так «тормозилась» проверка? Согласитесь, «следственная пятилетка» в отношении судьи Блинова вызывает как минимум недоумение. Внятного ответа на этот вопрос у меня нет. Впрочем, журналистское расследование и не может ответить на все вопросы. Достаточно, что оно их задает. И все-таки, на мой взгляд, ответ стоит искать у руководителей краевой прокуратуры тех лет - когда случилось судейское ДТП, именно прокуратура занималась следствием. По нашим данным, проверка несколько раз прекращалась, по жалобам членов семьи погибшей возобновлялась, потом прекращалась вновь. И только после запроса депутата за нее взялись сотрудники Следственного управления СК при прокуратуре РФ по Ставропольскому краю. Они и доводили это дело до ума и, есть надежда, доведут до суда. Который - будем надеяться - не продлится еще одну пятилетку и наконец-то решит, виновен ли судья Блинов в ДТП и смерти женщины.

Непонятки-2

Есть еще одна смутность в этой истории, на которую пролить свет не представляется возможным. Во всяком случае, в краевом суде прояснить ее не удалось. Но, как рассказывают, в тот день, когда случилось ДТП, Александр Блинов опоздал на работу. Сами понимаете, милиция, «скорая», объяснения, стресс. Говорят даже, что факт опоздания зафиксировала видеокамера на входе в здание служителей Фемиды и что краевой судья вынужден был объясняться.

Блинов объяснил опоздание… визитом к врачу. А вовсе не фактом участия в ДТП. Чем дело кончилось тогда, откровенно говоря, не знаю. По слухам, визит то ли не подтвердился, то ли подтвердился, но не так. Но был ли наказан судья за опоздание, достоверно неизвестно.

Впрочем, Блинову и раньше удавалось пройти посуху там, где другой человек как минимум замочил бы ноги, если не репутацию.

Драка

Краевой судья Блинов до поры до времени оным не был. В 2001 году он был судьей Александровского районного суда. Чем прославился на судебном поприще – вопрос открытый. А вот дракой в здании суда отмечен был. Случилось это знаменательное событие 26 февраля, когда болящий Блинов, находившийся на больничном, в шесть вечера, после окончания рабочего дня, пришел в суд. Рапорты, протоколы осмотра и другие материалы сообщают, что якобы был он «в состоянии сильного алкогольного опьянения» и явился с неким жителем одного из окрестных сел. В здании суда в это позднее время оставался только сторож. Блинов с гостем замкнулись в кабинете. Через какое-то время оттуда послушался шум. Сторож, как ему и положено, насторожился и постучал. Вышедший Блинов, на лице которого была кровь, оттолкнул сторожа. Тот бросился за помощью. А куда мужик бросается в таких ситуациях? Понятное дело, к жене. Вот сторож и вызвал ушедшую к тому времени супругу, техслужащую суда. Когда она пришла, Блинов дрался с гостем, досталось и кабинету - разбился горшок с цветами, тара из-под спиртного, досталось и женщине - ногой в живот, досталось и другим сотрудникам суда - на их долю пришлись нецензурщина и обвинения в погроме, якобы устроенном в кабинете Блинова. Не поздоровилось от спецсубъекта и сотрудникам милиции - форму судья им попортил. Понимал, что они ничего с ним не могут сделать.

Непонятки-3

А с ним ничего и не сделали. То ли и вправду трезв был, как утверждал, то ли пребывание на больничном сыграло свою роль... Во всяком случае, какова была реакция руководства краевого суда по данному факту, узнать не удалось. Что ж, констатируем, что не только Мальчиш-Кибальчиш умел хранить тайну. Судейское сообщество Ставрополья тех лет в этой ситуации выглядит эдаким Мальчишем, который своего Плохиша не сдает. И даже повышает в должности.

Потому что уже к концу года стал Александр Блинов судьей краевого суда. Казалось бы, несчастья закончились...

Квартирный вопрос

По Булгакову, этот самый квартирный вопрос испортил москвичей. Ставропольчанина Александра Блинова, будем считать, он не испортил. Он поступил по закону - стал на учет для получения жилплощади в жилбыткомиссии краевого суда. Случилось сие историческое событие 4 июня 2002 года. В общей очереди даже с коллегами-судьями Блинову показалось стоять неинтересно. Он обратился в Ессентукский городской суд, который решил, что жилье Блинову нужно дать, но в желании компенсировать моральный вред в размере миллиона рублей отказал. Через год тот же суд порешил: квартиры не давать, но выплатить стоимость оной - 2830 тысяч рублей. Президиум краевого суда отменил все решения и отправил дело своего сотрудника на новое рассмотрение. Затем был суд в Пятигорске, Ставрополе.

По нашим же данным, в январе 2009 года Блинову квартиру все-таки дали. Но завистливые языки (за достоверность не ручаюсь) утверждают, что в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге Александр Блинов, подавший иск против Российской Федерации, поимел с нее не то две, не то четыре тысячи в иностранной валюте как раз за нерешенный квартирный вопрос.

Непонятки-4

Впрочем, коли такой факт имел место быть, не станем обсуждать ни ЕСПЧ, ни самого победителя. Давайте обсудим Российскую Федерацию. Странная все-таки у нас страна! Добрая! Судья краевого суда, которому страна доверила вершить правосудие от ее имени (помните, как звучит любой приговор или решение? Именем Российской Федерации!), ставит под сомнение ее решение в отношении себя, любимого. И судится с Федерацией в ЕСПЧ. Оставим за рамками этого материала моральный аспект. Наверное, это все-таки хорошо, когда у служителя России есть возможность с ней же и посутяжничать (слово использовано в значении, которое дает «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова).

Но вот как Российская Федерация своего сына-победителя, поставившего под сомнение ее устои перед всей Европой, оставляет на государственной должности РФ, понять не могу.

На доверии

В представлении Следственного комитета в Высшую квалификационную коллегию судей Верховного суда изложен еще один весьма занимательный факт из жизни страдальца-судьи. Помните же, квартиру не дают, в очередь поставили наравне со всеми. А жить-то надо! Вот и решил пожить краевой судья у знакомой. Та сдала ему пустующую четырехкомнатную квартиру и попросила платить только за коммунальные услуги. Почти год продолжалась идиллия - с декабря 2004 по ноябрь 2005 года.

Хозяйка пребывала в другом городе в уверенности, что за квартирой присматривают. А судья Блинов в жилищно-бытовую комиссию и бухгалтерию краевого суда исправно представлял договоры найма жилья и расписки о том, что хозяйка берет с него по пять тысяч рублей. (Как потом выяснилось, женщина, доверяя Блинову, подписала 12 незаполненных бланков на наем помещения и 12 пустых расписок). Арифметика этих действий такова: судья Блинов получил за наем жилья из федерального, отметим, бюджета 60 тысяч рублей, 43578 из них - незаконно. То есть, говоря иными словами, более 43 с половиной тысяч наших сограждан скинулись по рублю на карман судьи Блинова.

Рассказывают, что хозяйка квартиры едва не упала в обморок, когда ей рассказали о ситуации. Человек она законопослушный, и даже мысль о том, что она могла не уплатить налоги, привела ее в ужас. Второе ужаснувшее - поведение Блинова, с которым она много лет дружила и которому верила. Он, кстати, - и это доказала почерковедческая экспертиза - и договоры, и расписки от имени хозяйки подписывал... сам. Все, что могла сделать женщина, так это погнать постояльца с квартиры.

Следственные органы просили и по этому эпизоду дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи Блинова по признакам преступления, предусмотренным ч. 3 ст. 159 УК РФ - мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. И оно уже получено.

Этика

Но пока Александр Блинов остается судьей краевого суда. Так что для полноты портрета отметим еще некоторые судейские шалости, которые в его биографии присутствуют. Во всяком случае об этом говорят в судейских кругах.

В феврале 2006 года председателю крайсуда Сергею Коровинских вдруг написал письмо один предприниматель. И сообщил, что судья Блинов задолжал ему более 126 тысяч рублей за приобретенные и доставленные ему еще в апреле 2005 года фундаментные блоки. Устал ждать денег предприниматель и решил сначала к председателю крайсуда обратиться, а потом уже в правоохранительные органы. Разобрались тогда с этой историей. Не очень быстро, но разобрались. Устраивали, рассказывают, даже «опознание блоков», от которых Блинов отказывался. В конечном итоге судья заплатил должок. Уголовно-правовую оценку этому эпизоду, утверждают правоведы, дать нельзя. Вот и мы не станем оценивать его даже с морально-этической точки зрения.

Другая шалость получила более широкую огласку. А случилось вот что. В Совет судей Ставропольского края с жалобой на действия судьи Блинова обратился его знакомый, который с судьей «поддерживал доверительные отношения». Заметим между прочим, что доверие зиждилось на том, что «Блинов А.Н. оказывал ему содействие по ранее возбужденному в отношении него уголовному делу, которое (цитата из официального документа. - В. Л.) было прекращено Александровским районным судом». Но это дело прошлое, а гражданин обратился по делу нынешнему. Блинов занял ему миллион 450000 рублей и уже после заключения договоров займа (их было три) потребовал уплаты больших процентов, которые заемщик «в связи с тяжелыми жизненными обстоятельствами выплатить не мог». И должник попросил Совет судей привлечь Блинова к дисциплинарной ответственности.

Совет - после проверки - жалобщику отказал, мотивируя тем, что финансовые отношения между двумя гражданами - это их личное дело. Логично. Но вот с выводом совета о том, что «в действиях судьи Блинова А.Н. отсутствуют какие-либо нарушения требований норм Кодекса судейской этики в связи с заключением указанных трех договоров займа», согласиться не могу. Некоторые злыдни утверждают, что все эти коммерческие гражданско-правовые операции происходили прямо в судейском кабинете или в совещательной комнате. Врут поди завистники краевого судьи, но все-таки как-то нехорошо. Предпринимательская как бы деятельность у ног Фемиды...

Оснований для привлечения судьи Блинова к дисциплинарной ответственности Совет судей не установил и ограничился обсуждением вопроса. Отмечу, что было это более года назад.

Фронтальный разрез

Нынче ситуация выглядит несколько по-иному. К сожалению, аппарат краевого суда и сейчас не спешит «сдавать» Блинова. Так что изменившуюся обстановку мы можем отследить только по слухам. А они таковы. Прошло заседание совета по этике, который-таки нашел этические проколы в поведении судьи. Блинов воспринял это, как говорят, в штыки и настрочил жалобы на всех, чьи фамилии мог вспомнить. И довод привел: все это не что иное, как его травля, вызванная тем, что он смело высказал свою позицию. Поток жалоб вызвал проведение собрания трудового коллектива. В своем кругу Блинову рассказали, что о нем думают. Некоторые источники утверждают, что думают плохо.

А я вот теперь не знаю, что думать обо всем судейском сообществе, которое несколько лет терпело шалости своего коллеги, которые, скажем прямо, далеко не всегда положительно влияли на жизнь окружающих людей. Лично я не хотела бы встречаться с судьей Блиновым ни в процессе, ни в жизни. Неприятно мне это как-то... Но по долгу службы стремилась это сделать. Ведь просвещенный читатель назовет это журналистское расследование неполным. Потому что в нем нет мнения самого судьи краевого суда Александра Блинова. Но, увы, узнать телефон человека, состоящего на государственной должности и государством же охраняемом, задача не из простых. Когда же вожделенный номер появился в моей записной книжке, оказалось, напрасно - абонент всегда был вне зоны действия сети. А на работу судья не ходит - болеет. Поневоле заболеешь от таких-то несчастий...

*****

И все-таки странные дела творятся в судейском сообществе. Много лет работать с нерукопожатным коллегой, продвигать его по службе... Конечно, любому судье ничто человеческое не может быть чуждо. Но и отвечать он должен, как «простые человеки», а не прятаться за судейской мантией и Фемидой. Она-то слепая-слепая, но может и снять повязку с глаз.

«Несчастья судьи Блинова и их влияние на жизнь окружающих»
Газета «Ставропольская правда»
27 августа 2010 года