08:49, 30 июля 2010 года

Старинные книги гражданской печати хранятся в краевой библиотеке им. Лермонтова

В Ставропольской государственной краевой универсальной научной библиотеке имени Лермонтова хранятся старинные книги гражданской печати по всем отраслям знаний. Они были уже многотиражными и отличались простотой изготовления.

- Неотъемлемым элементом такой литературы стал титульный лист, начинающийся с длинного-длинного названия, - продолжает наш экскурс в историю книгопечатания заведующая отделом редкой книги Антонина Ашихмина. - А более легкий и простой для восприятия шрифт в определенном смысле содействовал развитию просвещения населения.

В эпоху Петра Великого книги гражданской печати к тому же стали надежными проводниками государственных реформ: в свет выходили различные законодательные и информационные материалы официального характера, в том числе правительственные указы, регламенты, манифесты, призванные пропагандировать петровскую политику.

По царскому указу

Создание и развитие регулярной армии и флота в России диктовало необходимость издания большого количества книг по морскому и военному делу. Нужно было готовить квалифицированные кадры, а значит, требовались и хорошие учебные пособия. С некоторыми из них мне тоже довелось познакомиться в фондах библиотеки. Так, например, «Устав морской о всем, что касается доброму управлению, в бытности флота на море» напечатан повелением его Величества в 1780 году. Обрез книги окрашен красным цветом.

Надо сказать, что «Устав морской...» изначально был лично составлен Петром Первым. Но экземпляр, лежащий сейчас передо мной, представляет тираж, изготовленный «шестым тиснением» (шестое издание). Вышел он уже при Екатерине Великой и содержит обширное предисловие о значении основания военного флота в России, присягу, морские законы и таблицы сигналов. Действовал устав, с внесенными в него в 1869 году некоторыми изменениями и дополнениями, до 1918 года!

И трижды помолиться...

А вот еще одно редчайшее издание с совсем уж длиннющим заглавием: «Устав воинский о должности генералов-фельдмаршалов, и всего генералитета, и прочих чинов, которые при войске надлежат быть, и оных воинских делах и поведениях, что каждому чинить должно». Напечатана книга в 1796 году в Сенатской типографии повелением Екатерины Второй. Между строк заглавия сохранилась рукописная запись владельца: «Из книг Найденова, № 4». Кто такой был этот Найденов, мы не знаем: то ли сам человек военный, что для Ставрополя того времени ничуть не удивительно, то ли чиновник-педант, сохранивший каким-то образом попавшую ему в руки старинную книгу... Кто бы ни был он, спасибо, что сберег.

В 1716 году Устав был утвержден Петром I. Текст присяги, правила поведения и обязанности военных четко прописаны в книге и поделены по главам, что тоже является новшеством той эпохи. По «Уставу» можно узнать о составе дивизии, пропитании, походе войска, должности караулов. Кажется, что описаны ситуации на все случаи жизни! Например, из главы о молитвах можно узнать: «Все, как офицеры, так и солдаты в лагерях и на караулах, везде должны суть трижды молиться…».

Мечта юриста

«Уложение, по которому суд и расправа во всяких делах в Российском государстве производится, сочиненное и напечатанное при владении его Величества государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея России самодержца в лето от сотворения мира 7156», то есть в 1648 году, тоже спрятано под невыразительную обложку. Но, открыв книгу, невольно поражаешься ее содержанию.

- Это «Уложение» любой современный юрист мечтает подержать в руках, - улыбается А. Ашихмина. - Очень уж любопытная книга в познавательном отношении! Поэтому, когда к нам в библиотеку приходит на экскурсию очередная группа студентов-юристов, мы обязательно выносим из хранилища и это уникальное издание.

Чего только не узнаешь из «Уложения»! Тут и детальное изложение обязанностей присяжного, и разъяснение должности переводчика и нотариуса, и примеры применения в юридической практике того или иного вида печатей, удостоверяющих документы… Мое внимание привлек раздел, посвященный «регламенту о комплиментах Президенту», где, в частности, сказано: «Когда Президент в коллегии прибудет, то надлежит членам вставать с мест, честь им отдать: також и при выходе их». В общем, почти что : «Встать, суд идет!».

Знаете, все эти старые-старые книги, объединенные понятием «гражданская печать», на мой взгляд, и сейчас во многом не утеряли своего значения. В них прописаны нормы поведения, которые явно перекликаются с современной жизнью и совсем ей не чужды. Да и большинство из законов в усовершенствованном виде действует и сейчас, по-прежнему влияя на судьбы людей…

«История – гражданским шрифтом»
Газета «Ставропольская правда»
30 июля 2010 года