Вопрос интегрированного образования рассмотрели в совете по делам инвалидов
Провел его заместитель председателя ПСК Г. Зай-цев. В нем участвовала уполномоченный при губернаторе края по правам ребенка С. Адаменко. Заседание было выездным: члены совета посетили ряд учреждений системы образования Ставрополя. В детских садах комбинированного типа № 45 и 76, а также в средней школе № 21 они познакомились с опытом коррекционно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы.
Как отметил, открывая пленарную часть заседания, Г. Зайцев, вопрос интегрированного образования в числе других проблем инвалидов стоит наиболее остро. Он подразумевает не только устранение архитектурно-строительных барьеров и возможность беспрепятственного попадания человека в образовательное учреждение (хотя это тоже крайне важно), но также и подготовку соответствующих специалистов для работы с инвалидами, и наличие нормального психологического микроклимата в детской среде и во взаимоотношениях между родителями здоровых детей и инвалидов.
В международной практике известны три модели интегрированного образования. Первая из них - скандинавско-североамериканская. В ней в большей степени стараются развивать у людей с ограниченными возможностями адаптивные способности в ущерб знаниям и профессионализму, то есть главными считаются уверенность инвалида и его высокая самооценка в общении со здоровыми. Вторая модель - советско-российская. В ней предпочтение отдается знаниям, а интеграционным моментам не всегда уделяется должное внимание. Третья – европейская. Это наиболее сбалансированная модель, в которой учитываются лучшие стороны двух предыдущих. И именно к ней мы стремимся, не отказываясь при этом от положительного опыта, наработанного в советское время, более того - развивая его.
Как показал проведенный координационным советом мониторинг по доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения, абсолютное большинство новостроек сейчас вводится в эксплуатацию с учетом предъявляемых к ним новых требований, удельный вес всех приспособленных объектов за шесть последних лет вырос в крае с четырех до 23 процентов. В сфере культуры, по лечебно-профилактическим учреждениям и жилым домам этот показатель колеблется от 16 до 25 процентов. Что же касается средних школ, то здесь картина просто удручающая: во всем крае из 712 зданий только пять рассчитаны на то, что в них могут учиться колясочники. А дистанционное обучение должно применяться только в самых сложных случаях, когда у ребенка крайне выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата и некоторых других органов и систем. А также тогда, когда родители интегрированного в образовательный процесс ребенка не пускают его в школу из-за затянувшейся ненастной погоды и неблизкого расстояния до этой школы.
В связи с этим координационный совет дал поручение министерству образования края подготовить письмо для глав муниципальных районов и городских округов с обозначением этой проблемы и рекомендациями по ее решению. Как отмечалось на заседании, очень важно, чтобы в каждом городе и районе была хотя бы одна школа, решающая вопросы интегрированного образования.
В скором времени острота этих проблем усилится в связи с ратификацией правительством РФ Конвенции ООН по правам инвалидов, и она, поскольку международные законодательные документы имеют в России приоритетное значение, фактически станет для нас федеральным законом. Кроме того, в ближайшие полтора-два месяца правительство России утвердит государственную программу «Доступная среда для инвалидов на 2011-2015 годы», в которой будет рекомендовано разработать и утвердить аналогичную краевую целевую программу. Ставрополье, как известно, дало согласие на предложение Минздравсоцразвития России участвовать в пилотном проекте, и нам нет резона откладывать эту работу на потом.
Совет рекомендовал органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов до 1 января 2011 года создать единый банк данных о детях-инвалидах, нуждающихся в создании доступной среды и в организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Уже в текущем месяце решено обратиться к заместителю полномочного представителя президента РФ в СКФО С. Вагапову с предложением о включении в структуру будущего Северо-Кавказского федерального университета центра поддержки и сопровождения студентов и аспирантов с ограниченными возможностями. Важная задача стоит перед министерством образования края - организовать повышение квалификации преподавателей по инклюзивному обучению в учреждениях общего и профессионального образования, до начала нового учебного года вооружить все образовательные учреждения методическими рекомендациями по реализации Концепции интегрированного образования инвалидов в Ставропольском крае.
На заседании был также заслушан отчет секретаря координационного совета А. Гайдукова о выполнении предыдущего протокола поручений. В частности, было отмечено: в ближайшие полтора-два месяца решится вопрос о приобретении социальных микроавтобусов со встроенными подъемниками для Шпаковского и Петровского районных центров социального обслуживания населения.
5 июня 2010 года