06:53, 28 мая 2010 года

Когда-то на улице Войтика в Ставрополе шумели ярмарки

Свое первоначальное название – Ярмарочная – она получила в ХIХ веке от примыкавшей к ней с востока одноименной площади (в наше время пл. Орджоникидзе), которая, если судить по плану города за 1911 год, занимала огромную территорию с юга от Александровской улицы (Дзержинского) и на север вплоть до Успенского кладбища.

Именно здесь, в губернском Ставрополе, проводились дважды в год, летом и осенью, знаменитые ярмарки. На них съезжались московские и питерские, нижегородские и воронежские купцы и многие другие торговые люди, а также терские и кубанские казаки… Наезжали покупатели и продавцы аж с самой Бухары. Сюда свозилось все, на что был спрос – от крупного рогатого скота, лошадей, мехов до связок сушеной рыбы, дынь и арбузов.

Было что предложить купцам и промышленникам и Града Креста: свою продукцию на широкий выбор представляли мукомольные, маслобойные, винные и пивоваренные, кожевенные, свечные, шорные заводы. Многие деловые, богатые и просто предприимчивые горожане имели на Ярмарочной площади в собственности («для будничной торговли») торговые дома, магазины, лавки и трактиры. Все это, как следует из архивных материалов, строго учитывалось, оценивалось, входило в «Список недвижимых имуществ», облагалось соответствующей платой. Среди владельцев за 1913 год (а их около 60) значатся Гавриил Меснянкин, братья Месиновы, Ага Балы Гулиев – известные предприниматели того времени.

Конечно, бывшая Ярмарочная площадь давно уже изменила свой облик. Старожил города Анатолий Мещеряков поведал мне: на том месте, где сейчас АЗС, до войны и в послевоенные годы располагалась артель кустарей-кузнецов. Под деревянными навесами с утра и до вечера звенели тут молотки, светились горны, раздуваемые мехами. Рядом в шатрах трудились цыгане – известные специалисты ручной ковки. Горожане приходили сюда за изделиями домашнего обихода. Мальчишки могли часами стоять, наблюдая, как ловко орудуют железных дел мастера. Кузни были на этом месте еще со времени ярмарок.

Сегодня бывшая Ярмарочная возрождается. На пересечении улиц Войтика и Калинина (ранее 1-й Станичной) высится поражающая своим величием и красотой Армянская церковь. Правда, раньше, до разрушения в 60-е годы прошлого века, она стояла в другом месте – там, где сейчас здание Октябрьской районной администрации. Но есть добрый знак в том, что расположена она теперь неподалеку от Успенской церкви, которая вместе с одноименным кладбищем (западная сторона которого проходит по бывшей Ярмарочной) называется «Успенский цер­ко­вно-ис­то­рический мемориальный комплекс».

Судьба этого храма – Успения Божией Матери, построенного в 1849 году, – удивительна. Он оказался самым жизнестойким из имевшихся до революции 28 храмов: не был разграблен и разрушен даже в самые агрессивные годы борьбы с религией. Именно в нем с середины 30-х годов хранится тайно перенесенная сюда древняя Иверская икона Божией матери – точная копия Иверской Афонской иконы, которая во все времена была главной святыней и города, и края.

Интересный документ предоставили мне в Государственном архиве Ставропольского края – «Список лиц, погребенных на Успенском городском кладбище губернского города Ставрополя». Основанием для его составления явился указ императора. В этом списке более 200 человек. Причем перечисление идет не по годам смерти, а «по ранжиру» (по принятой в то время иерархии общественного положения). Первыми значатся военные: генералы (их пять), потом полковники, подполковники и замыкают этот ряд «простые» офицеры. Далее следуют священники. За ними «статские». Завершается список купцами.

В этом сугубо официальном документе к некоторым фамилиям прилагается текст надгробных эпитафий и приводятся сведения о том, кем был усопший, какими человеческими достоинствами обладал.

Список высших армейских чинов открывает старший по званию – генерал-лейтенант Христофор Георгиевич Попандопуло (1809-1893 г. г.). Легендарная личность. Первый наказной атаман Терского казачьего войска. Им он стал в 1860 году и прослужил в этом качестве пять лет, после чего покинул Владикавказ (в то время там был центр ТКВ) и поселился в Ставрополе. Здесь на Успенском кладбище более десяти лет назад был установлен памятник Х. Попандопуло. В прошлом году нынешние терские казаки вместе с греческой общиной Ставрополя достойно отметили 200-летие со дня его рождения.

Однако тщетными оказались мои попытки отыскать могилы или надгробья тех наших сооте-чественников, которые указаны в архивном списке. И все же около одной могилы я невольно остановился, увидев на надгробной плите: «Кусков Григорий Павлович. Архитектор». Это же один из лучших зодчих старого города.

В личном деле Григория Павловича, хранящемся в госархиве, в числе других бумаг – автобиография, написанная им лично. В ней подробно перечисляются работы, выполненные по его проектам или же при его непосредственном участии. Вот лишь некоторые из них. Церковь Андрея Первозванного (храм был сооружен ранее, но Г. Кусков, по существу, построил его заново); магометанская мечеть (в ней размещена картинная галерея П. Гречишкина); выполненное в строго классическом стиле здание, принадлежавшее духовной семинарии на этой же улице Морозова (когда-то – Гимназической), затем – авиационному училищу, а теперь – войсковой части. А еще здание бывшей образцовой женской школы при Ставропольском женском епархиальном училище (переулок Зоотехнический, 15), где сейчас находится Ставропольский научно-исследовательский институт животноводства и кормопроизводства.

Григорий Павлович не покинул Ставрополь при новом режиме, прожив при нем 20 лет. Видимо, надеялся, что и пришедшим к власти большевикам не обойтись без его профессии, опыта и знаний. Увы, фактически все эти годы с клеймом «церковный строитель» ( Г. Кусковым в Ставропольской губернии построено до сорока каменных и деревянных православных и семь буддийских храмов, пять мечетей) он был в немилости, лишившись не только любимого дела, но и собственного дома, построенного в 1899 году на Барятинской. К счастью, он тоже сохранился (ул. Комсомольская, 125).

Из старинных жилых строений на бывшей Ярмарочной сохранилось одно-единственное. Это большой, вытянутый вдоль улицы двухэтажный дом-усадьба Рудневых (о нем в «Ставропольской правде» уже рассказывалось).

Еще одна отличительная особенность улицы Войтика: от нее берут начало не уступающие ей по возрасту нынешние улицы Дзержинского, Орджоникидзе, Горького, Калинина, Кирова. Ни одна из них после революции не сохранила своего исконного имени. Такая же участь постигла и бывшую Ярмарочную. Она тоже стала «красной», пролетарско-большевистской. Но кто же он, этот самый Войтик? Доска, закрепленная на стене дома № 39, извещает о том, что «улица названа в память учителя Ивана Лукича Войтика (1892-1919 гг.), основателя большевистской организации в селе Александровском, председателя Ставропольского губисполкома в 1918 году».

Здесь некоторые недоговорки. Председателем губисполкома Иван Лукич действительно был избран, но лишь в декабре 1918 года. А работал ли он в этом качестве, неизвестно – подтверждающих документов в архиве нет. Известно только, что не стало его в апреле 1919 года. Умер он от тифа. В Астрахани…

Анатолий ЧЕРНОВ-КАЗИНСКИЙ
«Когда-то здесь шумели ярмарки»
Газета «Ставропольская правда»
28 мая 2010 года