Налоговый потенциал местных бюджетов Ставрополья обсудили в краевом правительстве
Как отметил В. Шаповалов, предыдущий кризисный год не принес тех доходов в бюджет края, которых ожидали. Вместе с тем расходная его часть сокращена не была. Итогом этих усилий стала увеличившаяся задолженность кредитным организациям. Сегодня эта цифра составляет 4 млрд. руб. При этом на Ставрополье сложилась парадоксальная ситуация: имея дефицитный бюджет, краевое правительство не может обратиться к федеральным властям с просьбой о помощи, так как неосвоенные муниципалитетами в прошлом году средства составляют огромную сумму – около 3 млрд. руб.
– Муниципалитетам следует работать эффективнее, свое–временно готовить все необходимые документы, повышать профессиональный уровень и ответственность сотрудников, – считает первый вице–премьер. – В любом случае такие ситуации впредь недопустимы.
В крае наблюдается прирост промышленного производства, строительства, но это не значит, что налоговое пополнение будет заметно уже сегодня. Между этими величинами всегда имеется временное отставание. К тому же федеральная власть возложила часть своих полномочий на краевой и муниципальный уровни, забыв при этом передать их финансирование. А этот год, судя по статистике первого квартала, будет еще более сложным. На текущий момент доходная часть бюджета исполняется всего на 88%. Хуже всего дела обстоят с акцизными сборами и налогом на доходы физических лиц.
По мнению руководителя Управления федеральной налоговой службы РФ по СК Г. Кузнецова, следует согласованными действиями добиться максимальной реализации налогового потенциала в крае. В первую очередь, этому будут способствовать меры по легализации заработных плат. К примеру, в прошлом году взаимодействие налоговых органов с муниципальной властью на этом направлении принесло в бюджет края дополнительно 700 млн. руб.
Еще одна проблема, которую необходимо решить в кратчайшие сроки, – трудности налоговых сборов с владельцев земельных паев. Дело в том, что арендаторы земли – колхозы и фермеры – предпочитают расплачиваться с арендодателями натуроплатой: зерном, хлебом, другой сельхозпродукцией. В этом случае арендодателям, а это в большинстве своем пенсионеры, приходится заполнять налоговые декларации, что не всегда удобно для пожилых людей.
– Совместными усилиями необходимо добиться от сельхозпроизводителей: часть арендной платы выплачивать в денежном виде, это существенно облегчит администрирование налога, – считает Г. Кузнецов. – Либо обязать сельхозпредприятия, которые сами являются налоговыми агентами, самостоятельно взимать налог с арендодателя.
Необходимо также как можно скорее завершить процедуры межевания и постановки на кадастровый учет земельных участков, что тоже увеличит поступления в казну. Столь же пристального внимания власти требует введение в эксплуатацию новых домов. Нередки случаи, когда добротные дома, порой не в один этаж, успешно эксплуатируются, но при этом их инвентаризационная стоимость не определена, а следовательно, и налогом эти строения не облагаются.
Для усиления работы по совершенствованию налоговой базы во всех муниципальных районах будут созданы постоянно действующие советы при муниципалитетах, в которые войдут представители правоохранительных и налоговых органов.
9 апреля 2010 года