00:00, 30 марта 2010 года

Трехсторонний взгляд на безработицу

Эта тема стала основной на очередном заседении краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально–трудовых отношений. Три стороны – представители краевых властей, профсоюзов и работодателей – постарались наметить общую программу действий по противодействию росту числа незанятого населения. Обсуждение получилось достаточно острым, и поэтому заранее подготовленный проект решения был дополнен с учетом прозвучавших предложений. А будет ли конкретный результат? Вот этот–то вопрос пока что без ответа. Хотя отвечать на него все равно придется всем трем сторонам.

По информации начальника отдела управления государственной службы занятости по СК Г. Ляшко, в течение прошлого года более 380 тысяч человек в крае были заняты поисками работы. Количество официально заявленных работодателями вакансий в это же время сократилось более чем в два раза. В итоге в некоторых сельских районах количество безработных претендентов на одно рабочее место составляет от 40 до 200 человек. Растет и официальный (регистрируемый) уровень безработицы в регионе: 2,3 процента в середине прошлого года, 2,5 процента в конце, 2,7 процента по состоянию на 1 марта 2010–го. Если учесть, что реальное количество безработных порой в разы превышает официальные показатели, то тенденция эта и вовсе выглядит угрожающе.

Новые факты печального диагноза – растет количество безработных среди мужчин трудоспособного возраста, все сложнее становится найти работу выпускникам высших и средних специальных учебных заведений. Отток рабочей силы из Ставрополья в другие регионы – тоже тревожный показатель. А как не уезжать, если местные предприятия, подавшие заявки в службу занятости, предлагают своим потенциальным труженикам зарплату лишь в пределах минимального прожиточного уровня? К тому же дефицит свободных вакансий составляет сейчас примерно 200 тысяч рабочих мест.

В прошлом году на реализацию специальной программы по снижению напряженности на рынке труда было израсходовано более 420 миллионов рублей. Львиную долю из них составили субсидии из федерального бюджета. Благодаря этому удалось создать 24 тысячи временных рабочих мест. Пусть и с зарплатой всего лишь в пределах минимального размера оплаты труда. Однако многим жителям сельской местности это дало возможность хоть как–то сводить концы с концами. А муниципалитеты получили дополнительную возможность благоустраивать поселки, села и хутора, во всяком случае рабочая сила для этого оплачивалась из средств федерального бюджета.

Другие направления этой антикризисной программы – так называемое опережающее обучение для тех, кому грозила участь потерять работу, стажировка выпускников высших и средних учебных заведений и материальная помощь безработным, решившим открыть собственное дело. Примерно такая же помощь из федерального бюджета будет оказана краю и в этом году. Причем ожидается, что по некоторым направлениям средств из Москвы поступит больше. Например, планируется, что частными предпринимателями смогут стать три тысячи безработных в нашем крае – в три раза больше, чем в прошлом году. Все они получат для этого единовременные пособия – более чем по 50 тысяч рублей. Увеличились и ассигнования на стажировку молодых специалистов, которым не посчастливилось найти работу сразу же после получения дипломов. Срок такой стажировки увеличился с трех до шести месяцев. Причем прибавку к зарплате из бюджета станут получать все, кто возьмет на себя труд стать наставниками этих выпускников вузов и колледжей.

К сожалению, эффективность этих мер противодействия росту безработицы снижается из–за несогласованности в действиях некоторых краевых и федеральных ведомств. На заседании трехсторонней комиссии прозвучало, что министерства образования и здравоохранения края, подав в начале прошлого года заявки на стажировку выпускников, затем не смогли обеспечить ее. Из–за того, что руководители конкретных учебных и медицинских учреждений попросту... не знали, что им предстоит принять на практику вчерашних студентов. Многократно корректировались и другие ведомственные, городские и районные программы по содействию занятости населения. А федеральное правительство нынче ставит более жесткие условия перед регионами. Одно из них – деньги будут выделяться исключительно под реальные проекты. И без всяких корректировок!

С точки зрения краевой федерации профсоюзов, своеобразной «подушкой безопасности» для потенциальных безработных и их работодателей могут стать коллективные договоры. Если, конечно, прописанные в них условия на случай возможных сокращений кадров будут выполняться. Заместитель председателя ФНПСК Т. Чечина выразила недоумение по поводу порой очень «лукавой статистики», характеризующей современный рынок занятости в крае. Если судить по официальным данным, в экономике края нынче заняты 1,2 миллиона человек, а социальные выплаты работодатели перечисляют за 0,7 миллиона человек. Где же трудятся «недостающие» 500 тысяч жителей региона? И можно ли считать такую работу официальной, легитимной или вполне законной?

Свой взгляд на эту проблему высказал и вице–президент регионального объединения работодателей «Конгресс деловых кругов Ставрополья» Г. Сумкин. Он тоже за расширение социального партнерства на рынке труда. Однако работодатели порой и рады бы расширять штаты и создавать новые рабочие места, да обстоятельства не позволяют. Причем субъективные обстоятельства. Просто «не любят» правоохранители, налоговики и прочие контролирующие органы возиться с недобросовестными предприятиями. Основное бремя проверок приходится как раз на тех, кто налоги платит исправно и свои социальные обязательства перед работниками исполняет по мере сил. А что в итоге? «Теневики» еще больше уходят в тень. Страдают те, кто ведет прозрачный бизнес.

Как бы там ни было, состоявшийся обмен мнениями можно считать вполне успешным. Это и констатировала в итоге ведущая заседание трехсторонней комиссии, заместитель координатора комиссии со стороны ПСК, первый заместитель министра финансов Ставрополья Л. Калинченко. Хотя ситуация с безработицей в крае продолжает оставаться напряженной. Очевидно, что в ближайщей и среднесрочной перспективе к этой проблеме предстоит возвращаться еще не раз.