Некоторые пригородные электрички могут отменить на Ставрополье
Напомним, суть проблемы в том, что дотационный характер регионального бюджета вынудил краевое правительство в 2008 году предоставить железнодорожникам самостоятельность. Так, СКЖД получила право регулирования тарифов в пригородном сообщении, а казна Ставрополья, в свою очередь, была избавлена от выплаты компенсаций. Они ранее представляли собой разницу между себестоимостью перевозок пассажиров и устанавливаемыми властями тарифами.
Железнодорожники, напомним, тогда сначала установили тариф на уровне 8 рублей за так называемую зону (10 км пути), затем подняли его до 10 рублей. При этом без согласования с правительством края в одностороннем порядке были исключены из обращения пригородные маршруты на участках железных дорог Бештау – Железноводск и Ставрополь – Изобильная, что вызвало большое количество жалоб от населения...
Тарифные баталии еще не закончены. Что касается 2010 года, то, по сообщению министерства промышленности, энергетики, транспорта и связи края, СКЖД запросила из казны 362 миллиона рублей якобы выпадающих доходов при пассажирских перевозках. Себестоимость проезда в пределах одной зоны таким образом достигала 30(!) рублей. Как известно, ставропольские власти сочли такую арифметику категорически неприемлемой: уж слишком непрозрачна методика расчетов убытков железной дороги в пригородном сообщении, и фактические расходы на перевозки проанализировать невозможно.
Как пояснили в минпроме СК, правительство края в связи с возникшими разногласиями еще в середине прошлого года приняло решение о проведении обследования пассажиропотока на участке между Минводами и Кисловодском с помощью записей систем видеонаблюдения. Для этого была создана специальная рабочая группа. Она выяснила, что системы видеонаблюдения, установленные в электропоездах в свое время за счет бюджета, функционируют только в четырех поездах. Хотя оборудованием оснащены двадцать четыре состава. Таким образом, провести «населенность» вагонов и соответственно выработать предложения по регулированию тарифа, согласовать суммы убытков и найти источник их возмещения тогда не представилось возможным.
Новая попытка урегулирования этих вопросов была предпринята уже в нынешнем году. Не дожидаясь окончания работ по восстановлению СКЖД работоспособности всех систем видеонаблюдения в электричках, железнодорожники и представители правительства края в январе провели, скажем так, натурные исследования пассажиропотока. Проще говоря, специальные бригады ездили в поездах, считая, сколько людей садится и выходит.
В соответствии с полученными материалами региональная тарифная комиссия рассчитала тариф на перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении в 2010 году. Он составил 17 рублей за одну зону. При этом правительство края по–прежнему не намерено компенсировать возможные убытки от перевозок, так как средств на эти цели в бюджете не предусмотрено. Проект постановления РТК края об установлении упомянутого тарифа направлен руководству СКЖД для согласования.
К слову, властями Ставрополья при этом не исключается как вынужденная мера отмена отдельных поездов в связи с падением пассажиропотока. Вместе с тем понятно, что решение вопроса должно осуществляться с обязательной проработкой возможности обеспечения перевозок на конкретном направлении за счет пассажирского автотранспорта. Потому от СКЖД ожидаются предложения по оптимизации движения пригородных электричек в крае.
«Как убеждает железная дорога, лучшим способом дальнейшего развития данных перевозок является создание пригородной компании. И хотя, как известно, в масштабах Российской Федерации решение данного вопроса не принесло желаемого для ОАО «РЖД» результата, правительство края готово предметно его рассмотреть в течение 2010 года, изучив опыт других субъектов, где подобные компании созданы и функционируют», – говорится в распространенном на этой неделе сообщении минпрома СК. И одним из первых шагов явилось обращение ПСК к президенту ОАО «РЖД» В. Якунину с просьбой поручить СКЖД разработать бизнес–план создания в крае пригородной пассажирской компании.
26 марта 2010 года