00:00, 10 марта 2010 года

Обязательные анализы на ДНК и дактилоскопию жителям Северного Кавказа предлагает делать Бастрыкин

Накануне первого весеннего праздника, на расширенной коллегии Генпрокуратуры, глава Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Александр Бастрыкин предложил предусмотреть обязательную дактилоскопическую регистрацию всех граждан, проживающих на территории Северо–Кавказского федерального округа, беженцев и вынужденных переселенцев из этого региона, а также получение образцов ДНК для формирования централизованных учетов. Все это – для повышения эффективности работы по раскрытию преступлений. Плюс к этому – перерегистрировать все транспортные средства в регионе.

Эти предложения вызвали на Северном Кавказе шквал возмущенных откликов. Ставрополье – не исключение.

Уполномоченный по правам человека в крае Алексей Селюков отметил, что в обязательном порядке подобные анализы (ДНК) могут делаться только в случае, если человек совершил преступление. В любом другом – это нарушение Конституции РФ, гарантирующее человеку права на свободу и неприкосновенность личности.

– Я считаю, что эти анализы – излишество. Не вижу в них смысла, – заявил Алексей Селюков.

Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан высказал опасение, что эта мера может носить дискриминационный характер.

– Чем мы отличаемся от всей России? – задается он вопросом. – При таком подходе под подозрение попадает огромный регион, и это будет дискриминация по территориальной принадлежности. – Вопрос еще и в том, как эта информация потом будет использована. Не приведет ли это к тотальному контролю за личностью?

Владыка Феофан отметил, что такое решение может встретить непонимание среди верующих.

У депутата Государственной Думы Ставропольского края, руководителя фракции КПРФ в ГДСК Виктора Гончарова такое же мнение:

– В России – единое правовое пространство и одна Конституция. Не надо проблемы государственного масштаба перевешивать на Северный Кавказ. Получается, что людей делят на два сорта. Даже звучит обидно.

Директор Ставропольского филиала СКАГС доктор политических наук профессор Юрий Васильев считает, что речь идет о социальной дискриминации:

– Если государство предпримет подобные меры, то заранее уже выносит приговор: граждане, проживающие на Северном Кавказе, априори виновны. Такое возможно только в полицейском государстве.

Добавим, что есть еще и такая проблема, как цена. Александр Екименко, представитель английской компании Медикал Геномикс в ЮФО и СКФО, просветил:

– Один тест на ДНК стоит девять тысяч рублей.

Плюс стоимость банкирования, хранения образца и выдачи сертификата на него и идентификационной карточки. А это ни много ни мало 650 евро. Кстати сказать, образцы ДНК исчезающих видов животных – не в пример дешевле. Всего 200 фунтов стерлингов с особи. А еще по ДНК всего за 650 евро можно определить этническое происхождение...

Что же касается перерегистрации автомобилей, здесь проблем не меньше.

– На Ставрополье сейчас 855 тысяч автомобилей, перерегистрация каждого обойдется в две тысячи рублей, – говорит замначальника отдела технического надзора Управления УГИБДД ГУВД края Владислав Слюсарев.

Вот такая арифметика: перерегистрация только ставропольских авто выльется более чем в 1,7 миллиарда рублей. Да, кстати, кто за это «удовольствие» будет платить? Уже сейчас высказываются опасения, что расходы лягут на плечи не только государства, но и самих автомобилистов. Да и, по самым скромным подсчетам, эта работа займет как минимум два–три года. И, в конце концов, для чего все это затевается? Ведь в регистрационных номерах уже указана принадлежность к региону.

«Революционные» предложения Бастрыкина комментировали и на партийном уровне. Здесь мнения разделились. «Единая Россия» считает, что подобный шаг влечет разделение на «одних и других» и противопоставляет Россию Кавказу. КПРФ заявляет, что предложения Бастрыкина «похожи на отчаянный жест при неспособности бороться с преступностью традиционным способом». Партия «Яблоко» тоже выступает категорически против них. А вот ЛДПР не только поддерживает Следственный комитет, но и рекомендует сдать пробы на ДНК всем жителям России.

Надо отметить, что нам не известна ни одна страна мира с подобной практикой. Хотя во многих, как и в России, существуют ведомственные акты, в соответствии с которыми сотрудники, скажем, силовых структур и пробы на ДНК сдают, и дактилоскопию делают.

Впрочем, существуют и полностью противоположные мнения. Президент Ингушетии Юнус–Бек Евкуров полагает, что названные нововведения могут иметь право на жизнь, если будут соответствовать закону.

Подобной позиции придерживается и председатель комитета по социальной политике Государственной Думы Ставропольского края Иван Ульянченко:

– Людям, у которых нет грешка за душой, бояться нечего. Я не вижу ущемления моих прав. Если такой шаг пойдет на пользу, то почему бы и нет.

В Управлении взаимодействия со СМИ Следственного комитета при Прокуратуре РФ сразу по следам выступления своего босса комментировать его предложения отказались. И потребовали официальный запрос на имя руководителя. Хорошо хоть без дактокарты. Впрочем, фактически ответ на вал не самых лестных отзывов об инициативе А. Бастрыкина появился уже на следующий день. В официальном тексте доклада руководителя СКП, размещенном на сайте ведомства, читаем: «В целом было бы полезным ввести дактилоскопическую и геномную регистрацию для всего населения РФ».

Что же остается в сухом остатке на день сегодняшний? Как помнится, в ходе встречи с полпредом в СКФО Александром Хлопониным президент России Дмитрий Медведев подчеркнул, что региону «необходима прежде всего экономическая модернизация». Добавим, что экономические победы возможны в первую очередь в условиях общественной стабильности. А выступление А. Бастрыкина в его первоначальном варианте спокойствия обществу на Северном Кавказе вряд ли добавило. И хотя в итоге вроде бы все выяснилось, но, как говорится, осадок остался.

Впрочем, учитывая, что сдача пробы на ДНК и дактилоскопия – дело добровольное, выход все–таки есть. Если найдутся такие эксперты, которые обратятся к населению и доходчиво объяснят: такая процедура действительно поможет улучшению безопасности в регионе и стране, то люди, возможно, согласятся.

Валентина ЛЕЗВИНА, Анжела КУТНИЙ
«А осадок остался»
Газета «Ставропольская правда»
10 марта 2010 года