Петр Федосов о народной педагогике и традициях воспитания
История не оставила нам описанных правил и форм семейного и общинного воспитания казаков. Но обычаи, уклад передавались из поколения в поколение изустно и на личном примере. Начну с эпизода из своей жизни.
Однажды я, возвращаясь из школы, не заметил стариков, сидящих на лавке у забора, и прошел мимо. Тогда один из них окликнул меня, спросил фамилию. Узнав, из какой я семьи, попенял, что мой дедушка был уважаемым в станице казаком, как и мой отец, погибший в Великую Отечественную войну, и не одобрили бы они моего невнимания. Старик взял с меня обещание сообщить о случившемся моему другому деду по материнский линии. Я не спал почти целую ночь и на следующий день побежал к дедушке и обо всем рассказал. Тот пожурил меня и многое мне тогда поведал о традициях уважения к старшим. Урок пошел впрок: с тех пор я за 10 метров снимал головной убор, останавливался и говорил: «Здорово ночевали, господа старики». Зачастую казаки сажали меня рядом и рассказывали о своем житьебытье. И это было понастоящему интересно.
В казачьих семьях запрещалось сквернословие, не одобрялись вредные привычки. Молодым людям не разрешали употреблять спиртные напитки до рождения детей, так как считалось, что это может привести к появлению неблагополучного потомства. На первом плане всегда было воспитание трудолюбия. С малых лет родители приучали детей рано вставать и помогать по хозяйству.
Уже подростками казачата гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первую медицинскую помощь, осваивали сложную науку джигитовки, рукопашного боя, готовя себя к защите своего куреня, своей общины, своего отечества.
Учение добру, благожелательности тоже начинали с раннего возраста. В семь лет детей причащали, и они обязаны были уже сами ходить в церковь. Духовнонравственное воспитание на основах православной церкви обязательная составная системы казачьего воспитания. Это помогало учить малышей отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости, свободу от рабства.
Воспитывали в ребятах и способность трезво оценивать жизненную ситуацию, действовать так, чтобы во всем были лад и порядок. Премудрости постигали на примерах предков, которые пользовались уважением всего станичного общества. Дети должны были знать, что духовные потребности казака не менее важны, чем физические. Поэтому учили их добродетели, вере, умению принимать гостей, а так как жили по соседству с горскими народами, то и кунаков. Семьи, в которых росли непослушные дети, посещал атаман. А если его внушения не помогали, родители приглашались на заседания станичного правления. Считалось, что из послушного всегда выйдет разумный человек, хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного верхогляд, вор, обманщик, насильник.
Близким почиталось родство до пятого колена. Уже к шести годам ребенок знал почти всех своих близких, проживающих в станице. Посещения родственников в праздники, помощь им в трудностях закрепляли семейные узы.
Семейное воспитание дополнялось общинным. Для молодых казаков было обязательным уважение и почтение к старшему поколению, отличившимся в ратных делах и воинской службе воинам. Уже с 10 лет мальчиков приглашали на казачьи круги, чтобы впитывали то, что придется им выполнять, став взрослыми.
Матери и бабушки обучали дочек и внучек мягкости, уступчивости: «Лаской да уговорами больше берите. На упрямое слово не сердитесь, на противное – не гневайтесь. Умейте вести себя с мужем. Знайте, что муж в доме хозяин; его воля – закон для семьи, его ласка – милость, гнев – беда великая». О молодых казачках судили не только по их внешности, походке, домовитости, но и по воспитанности. Родители строго следили за взаимоотношениями молодежи до брака. Верхом неприличия считалось проявление чувств в присутствии старших. Казаки во все времена ценили семейную жизнь. Разводов практически не было.
Разумеется, возродить казачьи обычаи, существовавшие до 1917 года, невозможно. Но, если уже существуют указы президента, законы РФ о казачестве, и государство соответственно считает, что казаки должны быть востребованы, то следует не на словах, а на деле заниматься возрождением полезных для всего нашего общества традиций.
5 марта 2010 года