Оборудовать ремнями безопаности необходимо все междугородные автобусы
Буйнозрячие
Так прозвали в шоферской среде водителей легковушек, которые ради придания своей тачке «крутизны» поставили в фары лампы с газоразрядными источниками света. Страдать от слепящего луча встречного авто (как правило, «световой левак» устанавливают на изделия российского автопрома) приходилось, пожалуй, каждому автолюбителю. Удовольствие, прямо скажу, сомнительное «зайчики» долго потом в глазах такие, словно смотрел без защитных очков на сварочные работы.
Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию машин с неправильно оборудованными световыми приборами, говорит заместитель начальника отдела дорожнопатрульной службы УГИБДД ГУВД по СК Игорь Семенов. Ведь согласно ГОСТу, в фары, предназначенные для обычных ламп, нельзя ставить ксеноновые. Потому что такая замена угрожает безопасности дорожного движения вследствие целого ряда факторов. За езду с «неправильным светом» физическому лицу грозит безальтернативное лишение прав на срок от шести месяцев до года с конфискацией световых приборов, должностному штраф до 20 тысяч, юридическому штраф до полумиллиона рублей.
Запрет на самовольную установку ксенона дело, в общемто, не новое. Пресловутый ГОСТ, запрещающий «буйнозрячесть», был принят еще в 1999 году, и, по идее, вот уже десять лет такие лампы в фарах вне закона. Но все эти годы сотрудники ГИБДД проверяли правильность световых приборов только во время проведения техосмотра. О беспристрастии проверок красноречиво свидетельствует тот факт, что по дорогам России ныне ездят сотни тысяч водителей с «неправильным» ксеноном, установка которого, к слову, в среднем обходится около 10 тысяч рублей. Теперь в автомастерских выстраиваются очереди желающих расстаться с «левым» ксеноном, чтобы не распрощаться с водительским удостоверением. И, как водится на Руси, расценки на услуги по ликвидации неправильных лампочек уже взлетели до небес. Но другого выхода, как платить, у «буйнозрячих» нет ведь согласно изданному ГИБДД МВД РФ «Разъяснению об использовании ксеноновых фар» инспекторы ДПС имеют право проверять соответствие световых приборов прямо на дороге и на месте могут лишать водителей прав и выкручивать лампочки. Если проверка случается ночью, то фары отдаются водителю на временное хранение, чтобы он мог отогнать машину.
Пристегнитесь
Второе новшество уже вызвало переполох среди владельцев и водителей междугородных автобусов (то есть едущих в рейс, превышающий 50 километров), а также пассажиров. 24 февраля председатель Правительства России В. Путин подписал постановление о внесении изменений в документ, которым были утверждены Правила дорожного движения и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Поправки, в категоричной форме предписывающие, что: «В автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности», вступили в силу спустя три дня после подписания. Вот так. Коротко и ясно. Должны быть оборудованы и точка. Иначе с 1 марта будут штрафовать и водителей, и не пристегнувшихся пассажиров.
Идея «дать ремня» автобусам сама по себе хороша. Ведь если вспомнить череду ДТП с участием пассажирского транспорта большой вместимости, унесшую жизни сотен людей, приходишь к выводу, что, будь люди пристегнуты, жертв могло быть гораздо меньше. Об этом шла речь на совещании по проблемам безопасности дорожного движения в августе прошлого года: президент России Дмитрий Медведев поручил правительству принять меры для оборудования сидений в междугородных автобусах ремнями безопасности. А полгода назад Федеральная служба по надзору в сфере транспорта разослала автотранспортным компаниям предупреждение о грядущем введении этой нормы. В нашем же крае речь о необходимости оснастить автобусы ремнями безопасности шла на декабрьской комиссии по БДД в Новоалександровске, которую проводили правительство края и УГИБДД ГУВД по СК. Так что нововведение для перевозчиков на местах по идее не должно было стать громом среди ясного неба. На самом же деле к такому повороту дела транспортники оказались не готовы. И не только потому, что понадеялись на авось мол, пошумят и забудут. Оказывается, никто не объяснил, как оборудовать кресла ремнями безопасности и как должны выглядеть эти самые ремни.
Вопервых, в России практически весь междугородный транспортный парк состоит из автобусов, на которых ремней безопасности не было отродясь они не предусмотрены конструкцией. А следуя постановлению правительства, транспортники за весьма короткий срок должны умудриться гдето заказать эти ремни в достаточном количестве, установить их, да еще и сертифицировать внесенные в конструкцию транспортного средства изменения (ведь если этого не сделать, штраф за нарушение обеспечен).
Вовторых, открытым остается вопрос где и кто такое переоборудование будет производить. Если рассуждать здраво, заниматься установкой ремней должны специализированные компании. Однако пока таковых в России, насколько известно, не больше десятка.
Втретьих, правительство страны «забыло» о техническом регламенте, предъявляющем определенные требования к ремням безопасности. А этот регламент (между прочим, также утвержденный постановлением Правительства РФ) вступает в силу… лишь в сентябре нынешнего года. По логике выходит, что на сегодняшний день в салоне автобуса сгодится любой ремень, лишь бы им можно было пристегнуться? А вот уже с осени все «неправильные» ремни автоперевозчики и автопроизводители будут обязаны заменить на правильные?
И уж к гадалке не ходи, такое «ременное» новшество ударит по карману пассажиров оно потребует немалых вложений, которые перевозчики в итоге включат в цену билета.
Оснастить один автобус (а их у нас на предприятии без малого сотня) будет стоить около 50 тысяч рублей, выразила общее мнение ставропольских перевозчиков главный бухгалтер ОАО Предприятие № 1564 Валентина Заворотынская. Однако даже закупи мы эти ремни, установить их своими силами не имеем права. А спецпредприятий, которые могут это делать, на Ставрополье нет.
Да уж, нечего сказать, дилемма: сотрудники ГИБДД не могут не исполнять постановление правительства страны, однако начни они штрафовать междугородных перевозчиков и пассажиров, тут и до транспортного коллапса недалеко.
Пока что к репрессивным мерам в отношении автоперевозчиков мы прибегать не будем, комментирует непростую ситуацию начальник отдела технического надзора и регистрационноэкзаменационной работы УГИБДД ГУВД по СК полковник милиции Владимир Морин. Проведем разъяснительную работу, направим соответствующие предписания должностным лицам, ответственным за организацию междугородных пассажирских перевозок. Дадим время на то, чтобы транспортные предприятия привели свой автопарк в соответствие с постановлением правительства. А затем Госавтоинспекция будет спрашивать с перевозчиков по всей строгости закона.
5 марта 2010 года