00:00, 5 марта 2010 года

Оборудовать ремнями безопаности необходимо все междугородные автобусы

Буйнозрячие

Так прозвали в шоферской среде водителей легковушек, которые ради придания своей тачке «крутизны» поставили в фары лампы с газоразрядными источниками света. Страдать от слепящего луча встречного авто (как правило, «световой левак» устанавливают на изделия российского автопрома) приходилось, пожалуй, каждому автолюбителю. Удовольствие, прямо скажу, сомнительное ­ «зайчики» долго потом в глазах такие, словно смотрел без защитных очков на сварочные работы.

­ Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию машин с неправильно оборудованными световыми приборами, ­ говорит заместитель начальника отдела дорожно­патрульной службы УГИБДД ГУВД по СК Игорь Семенов. ­ Ведь согласно ГОСТу, в фары, предназначенные для обычных ламп, нельзя ставить ксеноновые. Потому что такая замена угрожает безопасности дорожного движения вследствие целого ряда факторов. За езду с «неправильным светом» физическому лицу грозит безальтернативное лишение прав на срок от шести месяцев до года с конфискацией световых приборов, должностному ­ штраф до 20 тысяч, юридическому ­ штраф до полумиллиона рублей.

Запрет на самовольную установку ксенона дело, в общем­то, не новое. Пресловутый ГОСТ, запрещающий «буйнозрячесть», был принят еще в 1999 году, и, по идее, вот уже десять лет такие лампы в фарах вне закона. Но все эти годы сотрудники ГИБДД проверяли правильность световых приборов только во время проведения техосмотра. О беспристрастии проверок красноречиво свидетельствует тот факт, что по дорогам России ныне ездят сотни тысяч водителей с «неправильным» ксеноном, установка которого, к слову, в среднем обходится около 10 тысяч рублей. Теперь в автомастерских выстраиваются очереди желающих расстаться с «левым» ксеноном, чтобы не распрощаться с водительским удостоверением. И, как водится на Руси, расценки на услуги по ликвидации неправильных лампочек уже взлетели до небес. Но другого выхода, как платить, у «буйнозрячих» нет ­ ведь согласно изданному ГИБДД МВД РФ «Разъяснению об использовании ксеноновых фар» инспекторы ДПС имеют право проверять соответствие световых приборов прямо на дороге и на месте могут лишать водителей прав и выкручивать лампочки. Если проверка случается ночью, то фары отдаются водителю на временное хранение, чтобы он мог отогнать машину.

Пристегнитесь

Второе новшество уже вызвало переполох среди владельцев и водителей междугородных автобусов (то есть едущих в рейс, превышающий 50 километров), а также пассажиров. 24 февраля председатель Правительства России В. Путин подписал постановление о внесении изменений в документ, которым были утверждены Правила дорожного движения и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Поправки, в категоричной форме предписывающие, что: «В автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности», вступили в силу спустя три дня после подписания. Вот так. Коротко и ясно. Должны быть оборудованы ­ и точка. Иначе с 1 марта будут штрафовать и водителей, и не пристегнувшихся пассажиров.

Идея «дать ремня» автобусам сама по себе хороша. Ведь если вспомнить череду ДТП с участием пассажирского транспорта большой вместимости, унесшую жизни сотен людей, приходишь к выводу, что, будь люди пристегнуты, жертв могло быть гораздо меньше. Об этом шла речь на совещании по проблемам безопасности дорожного движения в августе прошлого года: президент России Дмитрий Медведев поручил правительству принять меры для оборудования сидений в междугородных автобусах ремнями безопасности. А полгода назад Федеральная служба по надзору в сфере транспорта разослала автотранспортным компаниям предупреждение о грядущем введении этой нормы. В нашем же крае речь о необходимости оснастить автобусы ремнями безопасности шла на декабрьской комиссии по БДД в Новоалександровске, которую проводили правительство края и УГИБДД ГУВД по СК. Так что нововведение для перевозчиков на местах по идее не должно было стать громом среди ясного неба. На самом же деле к такому повороту дела транспортники оказались не готовы. И не только потому, что понадеялись на авось ­ мол, пошумят и забудут. Оказывается, никто не объяснил, как оборудовать кресла ремнями безопасности и как должны выглядеть эти самые ремни.

Во­первых, в России практически весь междугородный транспортный парк состоит из автобусов, на которых ремней безопасности не было отродясь ­ они не предусмотрены конструкцией. А следуя постановлению правительства, транспортники за весьма короткий срок должны умудриться где­то заказать эти ремни в достаточном количестве, установить их, да еще и сертифицировать внесенные в конструкцию транспортного средства изменения (ведь если этого не сделать, штраф за нарушение обеспечен).

Во­вторых, открытым остается вопрос ­ где и кто такое переоборудование будет производить. Если рассуждать здраво, заниматься установкой ремней должны специализированные компании. Однако пока таковых в России, насколько известно, не больше десятка.

В­третьих, правительство страны «забыло» о техническом регламенте, предъявляющем определенные требования к ремням безопасности. А этот регламент (между прочим, также утвержденный постановлением Правительства РФ) вступает в силу… лишь в сентябре нынешнего года. По логике выходит, что на сегодняшний день в салоне автобуса сгодится любой ремень, лишь бы им можно было пристегнуться? А вот уже с осени все «неправильные» ремни автоперевозчики и автопроизводители будут обязаны заменить на правильные?

И уж к гадалке не ходи, такое «ременное» новшество ударит по карману пассажиров ­ оно потребует немалых вложений, которые перевозчики в итоге включат в цену билета.

­ Оснастить один автобус (а их у нас на предприятии без малого сотня) будет стоить около 50 тысяч рублей, ­ выразила общее мнение ставропольских перевозчиков главный бухгалтер ОАО Предприятие № 1564 Валентина Заворотынская. ­ Однако даже закупи мы эти ремни, установить их своими силами не имеем права. А спецпредприятий, которые могут это делать, на Ставрополье нет.

Да уж, нечего сказать, дилемма: сотрудники ГИБДД не могут не исполнять постановление правительства страны, однако начни они штрафовать междугородных перевозчиков и пассажиров, тут и до транспортного коллапса недалеко.

­ Пока что к репрессивным мерам в отношении автоперевозчиков мы прибегать не будем, ­ комментирует непростую ситуацию начальник отдела технического надзора и регистрационно­экзаменационной работы УГИБДД ГУВД по СК полковник милиции Владимир Морин. ­ Проведем разъяснительную работу, направим соответствующие предписания должностным лицам, ответственным за организацию междугородных пассажирских перевозок. Дадим время на то, чтобы транспортные предприятия привели свой автопарк в соответствие с постановлением правительства. А затем Госавтоинспекция будет спрашивать с перевозчиков по всей строгости закона.

«Выкрутить лампочку и дать ремня»
Газета «Ставропольская правда»
5 марта 2010 года