00:00, 12 января 2010 года

Новый многополярный мир. Раскол Европы

Часть IV.

Раскол Европы

Европейское экономическое сообщество начало постепенно формироваться более 50 лет назад ­ для устранения преград свободной торговли и визовых ограничений. Потеряв свои колонии, небольшие по размерам территорий и запасам сырьевых ресурсов страны Западной Европы перестали быть мировыми империями и великими державами. Только экономическая и политическая интеграция могла возвратить им возможность конкуренции на мировом пространстве, поделенном тогда между США и СССР.

В 1957 году шесть стран ­ Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург ­ подписали в Риме договор о создании «Общего рынка». Были созданы небольшая Европейская комиссия для управления экономической политикой, Парламентская ассамблея с небольшим числом депутатов от каждой страны, пропорциональным их населению, Европейский суд для решения правовых проблем и Европейский инвестиционный банк, распределявший разные субсидии, в основном сельскохозяйственные. Великобритания также хотела присоединиться к ЕС, однако президент Франции Шарль де Голль наложил вето, мотивируя решение слишком сильной зависимостью Великобритании от США. Лишь в 1973 году Великобританию наконец приняли в ЕС, вместе с Ирландией и Данией. Общими условиями членства в ЕС были приблизительное равенство экономического уровня, рыночная экономика, парламентская демократия, соблюдение прав человека и наличие конвертируемой валюты. Все страны ЕС имели государственную медицинскую службу, пенсии и пособия. Особый пакт о стабильности не позволял членам ЕС создавать дефицит бюджета выше 3%, накапливая госдолг. Это было особенно трудным условием для Италии, имевшей большой «теневой» бизнес, не обремененный налогами.

В 1973 году в Европе, за пределами СЭВ, все еще существовало несколько диктатур ­ генерала Франко в Испании, хунты полковников в Греции, режимы маршала Тито в Югославии и Энвера Ходжи в Албании. Португалия вела колониальные войны в Мозамбике и Анголе. Положение изменилось в лучшую сторону через несколько лет, и Греция тоже смогла войти в состав ЕС, а затем Испания и Португалия. Экономический уровень в Греции и в Португалии был ниже, чем в главных странах ЕС, и им была оказана предусмотренная уставом ЕС помощь, обеспечившая быстрый успех. В этом составе из 12 членов Европейское сообщество успешно развивалось много лет, и 12 золотых звезд стали его постоянным гербовым символом. В 1990 году в состав ЕС вошла и Восточная Германия, объединившаяся с Западной. А в 1995­м к ЕС присоединились Щвеция, Финляндия и Австрия, тогда как Норвегия отвергла приглашение в сообщество на всенародном референдуме. Экономический уровень в Норвегии (ВВП на каждого жителя) был в то время выше германского или британского, и норвежцы не хотели терять своего полного суверенитета. Бюрократический аппарат Европейского сообщества, переименованного в «Союз», был к тому времени очень большим, обходился крайне дорого и генерировал множество документов и правил, обязательных для всех его членов. Не вступала в ЕС и традиционно нейтральная Швейцария, самая богатая страна Европы.

Каждый член ЕС имел право вето по большинству решений и использовал в работе парламента собственный национальный язык, обеспеченный синхронным переводом на все другие. Многочисленные документы ЕС издавались на языках всех его членов. Эти процедурные правила входили в устав 1957 года и не менялись. Отдел переводов становился самым большим в аппарате ЕС. По нескольким параметрам ЕС действительно приобретало черты супергосударства. Для европейской науки это имело положительное значение. Некоторые гигантские проекты, например, космические или создание самого большого в мире подземного коллайдера, могли финансироваться лишь из общеевропейского бюджета. Благодаря межгосударственному сотрудничеству был создан и сверхзвуковой «Конкорд» ­ предмет зависти американцев.

На востоке Европы Советский Союз еще раньше, с 1949 года, также начал создавать межгосударственное экономическое объединение «Совет экономической взаимопомощи» (СЭВ), которое, однако, не было союзом равных. Политически и территориально в СЭВ доминировал Советский Союз, хотя некоторые его союзники, прежде всего Чехословакия, Венгрия, Польша и ГДР, имели более развитую экономику. Кооперация в пределах СЭВ происходила поэтому по принципам взаимного дополнения. Советский Союз обеспечивал Восточную Европу энергией и сырьем по льготным ценам за местную неконвертируемую валюту, тогда как в Восточной Европе развивались высокотехнологические отрасли.

Уровень жизни в странах СЭВ в Восточной Европе был выше, чем в СССР. Это частично определялось тем, что они, особенно в 70­е и 80­е годы, очень легко получали кредиты в западных банках, расходуя их главным образом на потребительские товары. По объему внешних долгов Польша и Венгрия находились к 1980 году на первом месте в мире. Покрытие долгов частично обеспечивалось продажей на Запад продуктов переработки дешевой советской нефти. В 1985­89 годах резкое снижение мировых цен на нефть, осложненное чернобыльской катастрофой, вызвало необходимость и для СССР поддерживать уровень жизни своего населения обширными займами в иностранных банках. Первоначальная попытка решать возникшие проблемы экономией потребления и государственных расходов натолкнулась на сопротивление населения и забастовки как в Восточной Европе, так и в СССР. В конечном итоге именно экономические проблемы и чрезмерные долги привели к ослаблению СЭВ. Разрушение Берлинской стены, символизировавшей послевоенный раздел Европы, стало началом краха СЭВ, Варшавского военного договора, а вскоре и самого СССР.

Эта геополитическая катастрофа, вызвавшая ликование некоторых политиков, серьезно озадачила западных банкиров. Рухнувшая на Востоке коммунистическая империя похоронила под своими обломками почти четверть триллиона долларов долгов, без которых шансы ЕС на дальнейшее развитие также оказывались под вопросом. Советские ресурсы ­ нефть, газ, лес, никель и другие ­ были важны для всех стран Европы, независимо от их политической ориентации. Удивительным в этой радикальной трансформации Европы было отсутствие военных конфликтов. Политическая элита в восточно­европейских странах отдавала власть оппозиции почти без сопротивления. В СССР во главе независимых республик становились, как правило, их бывшие коммунистические лидеры, убежденные в том, что рыночная экономика сможет быстрее решить возникшие проблемы. Все страны бывшего СЭВ рассчитывали на списание западными банками и правительствами накопленных долгов. Многие из них надеялись на быстрое вхождение в состав Европейского союза.

Этим надеждам не было суждено сбыться, во всяком случае в близкой перспективе. Уже весной 1990 года остро нуждавшийся в долларах Советский Союз отказался от продажи бывшим странам СЭВ нефти, газа и других ресурсов за их местную валюту. Торговля переходила на доллары и на мировые цены. Именно в это время цены на нефть резко возросли из­за оккупации Кувейта Ираком. Долларов в странах Восточной Европы почти не было, и нефтепровод «Дружба» резко уменьшил прокачку нефти. В 1980 году Советский Союз поставил другим странам СЭВ, включавшим Кубу, Монголию и Вьетнам, по долгосрочным обязательствам и по стабильно дешевым ценам около 800 миллионов баррелей нефти, которая именно в это время имела из­за иранской революции максимальную стоимость на мировом рынке.

Страны Восточной Европы, приобретая политическую независимость, оказывались в экономическом тупике. Союз кредиторов стран СЭВ, включавший более тысячи разных банков, обращался с ними как с банкротами. Они попадали под «внешнее управление», при котором часть из производственных мощностей переходила в собственность иностранного капитала. Коммунистическая диктатура менялась не на либеральную демократию, а на диктат кредиторов, который оказывался более жестким.

Главами стран становились не политики, а бывшие диссиденты: драматург Гавел в Чехословакии, рабочий судоверфи Лех Валенца в Польше, историк Джозеф Анталл в Венгрии, профессор философии Желев в Болгарии. Они не были способны к управлению государствами. Введенная в этих странах «шоковая терапия» отдаляла их от членства в ЕС, так как сопровождалась закрытием множества предприятий и снижением занятости. В 1993 году безработица в Польше достигла 15%, в Венгрии ­ 12%, в Болгарии ­ 23,2% и в Югославии ­ 24,4%. Падение производства в этих странах было связано не только с низкой конкурентностью товаров в странах ЕС, но и с трудностями закупок российской нефти по мировым ценам. Польша, получившая из СССР в 1988 году 105 миллионов баррелей нефти, сократила к 1992 году закупки нефти в России на 15%. Болгария, ранее получавшая часть нефти для перепродажи в другие страны, сократила покупки российской нефти почти в пять раз. Во всех бывших странах СЭВ быстро снижался и ВВП, что отдаляло их шансы на вступление в Европейский союз.

Однако ни США, ни НАТО, включавшее большую часть стран ЕС, не хотели лишаться тех преимуществ мирового господства, которое было обеспечено им распадом СЭВ, СССР и Федеративной Республики Югославии. Россия при правлении Ельцина становилась энергетическим придатком Запада, быстро разрушая свою индустриальную базу. Экономическая деградация Восточной Европы была опасным процессoм, так как могла снова повернуть эти страны к социализму. Промышленные и потребительские товары, производившиеся в Восточной Европе и в странах Балтии, не были конкурентоспособными в ЕС, но находили достаточно хороший спрос на Востоке. От 45 до 50% всего экспорта из стран Восточной Европы ранее шло в СССР, и быстрая переориентация этой торговли в западные страны была невозможна. Страны ЕС, в первую очередь Германия, стали переносить часть своих предприятий в Чехию и Словакию и осуществлять модернизацию сельского хозяйства Польши. Но до принятия этих стран в ЕС было слишком далеко, их экономический уровень отставал от стран Западной Европы очень сильно, в 4­5 раз. Никакие субсидии, предусмотренные уставом ЕС, не могли быстро изменить такое неравенство.

Решению проблемы помогли в 2001 году начало войны в Афганистане и подготовка к войне в Ираке. Новые страны Европы поддерживали военные планы США с гораздо большим энтузиазмом, чем старые члены ЕС. Администрация США очень активно лоббировала ускорение членства этих стран в ЕС, хотя они не были готовы к вступлению в этот союз по множеству показателей. Для выполнения обещаний было решено создать два разных уровня членства. Экономически развитые «старые» члены ЕС переходили на новую общую валюту, получившую по конкурсу обозначение «евро». Они выделялись в «еврозону» ЕС. Менее развитые страны ЕС сохраняли свои старые деньги. Они могли поэтому иметь разные уровни инфляции. Евро, как наличные деньги, вошли в оборот с 1 января 2002 года, а 1 мая 2004 года в состав ЕС были приняты сразу десять новых членов. От разрушенной Югославии в состав ЕС вошла лишь Словения. К восьми странам континентальной Европы добавили Мальту и Кипр. В 2007 году в состав сообщества приняли также Болгарию и Румынию. Число членов Европейского парламента достигло 736 человек, и его бюджет составил 120 миллиардов евро. Для обеспечения работоспособности ЕС из 27 членов, работающего на 22 языках, была разработана новая конституция, отменявшая право вето, вводившая должность президента ЕС и упрощавшая процедурные процессы. Однако эта конституция была отвергнута на референдумах в Голландии и Ирландии в 2006 году. В исправленном виде документ будет очевидно принят в 2010 году.

Ускоренное и единовременное принятие в состав ЕС десяти относительно бедных восточно­европейских стран имело негативные последствия для Западной Европы. Ожидалось, конечно, что политическое равноправие и отмена виз и разрешений на работу приведут к некоторой миграции рабочих с Востока на Запад. В Великобритании подсчитали, что только из Польши могут в 2005 году приехать в королевство около 500 тысяч поляков. В действительности приехали два миллиона. У новеньких были те же права на все пособия, муниципальные квартиры и пенсии, как и у коренных британцев. Повсюду появились польские продовольственные магазины. Множество польских семей селились во Франции и в Испании. Началось переселение на Запад венгров, литовцев и латышей. Население Великобритании возросло с 59 миллионов человек в 2004 году до 61 миллиона в 2008­м. Это приблизительные цифры, так как передвижение людей между странами ЕС точно не регистрируется.

Наплыв людей из Восточной Европы и с Балкан изменил равновесие на рынке рабочей силы. Увеличились цены на дома и ускорилось строительство. Возросли государственные расходы на школы и больницы. Это увеличивало дефицит бюджетов. У новых членов ЕС появились лучшие возможности получения кредитов в западных банках не только для государственных нужд, но и для покупки квартир и потребительских товаров. Хотя в странах Балтии, Венгрии или Польше были собственные валюты, однако почти 90% всех кредитов бралось в евро, долларах или швейцарских франках. Проценты на такие кредиты были ниже. Рост потребительства в Восточной Европе резко обгонял производство. После многих лет жесткой экономии всем хотелось испытать материальные преимущества европейской интеграции. Дешевые европейские морские курорты переместились в Словению, Хорватию, Болгарию, Черногорию, на Кипр и в Турцию. В Испании и в Португалии началось обширное строительство новых более богатых и дорогих курортов. Разрыв экономического уровня жизни в «старой» и «новой» Европе был все же еще очень большим. В Греции ВВП на каждого человека в 2007 году составлял $32500, в соседней Болгарии ­ $4590. В Германии ВВП на каждого жителя был равен $38860, в Венгрии ­ $11570.

Первым признаком кредитного кризиса в Европе было банкротство в ноябре 2007 года среднего по размерам банка Northern Rock, который был быстро национализирован правительством, но без выплат компенсаций акционерам. В 2008 году возникли новые проблемы, частично пришедшие из США, но чаще всего имевшие местные причины. В Латвии и Венгрии, набравших слишком много долгов, возникли угрозы дефолта. Но европейские страны не пытались им помогать. Спасать банкротов пришлось МВФ, решения которого диктуют американцы. Венгрия получила крупный займ в $25 миллиардов. Латвия в $10 миллиардов. Однако займы МВФ означали введение «внешнего управления» бюджетом, чтобы обеспечить возврат кредитов. Все государственные расходы в Венгрии и Латвии были снижены на 10%, уменьшены зарплаты, пенсии, пособия и расходы на образование. Были заморожены многие строительные проекты. Режим строгой экономии был рассчитан на много лет.

В 2009 году положение в Восточной Европе продолжало ухудшаться, тем более что начался возврат соотечественников, терявших работу на Западе. В конце февраля 2009 года премьер­министр Венгрии Ференц Гирксани на саммите 27 стран ЕС в Брюсселе заявил, что Восточной Европе необходимо 150 миллиардов евро, чтобы преодолеть последствия кризиса. «Мы не должны позволить новому железному занавесу разделить Европу на две части, ­ сказал он. ­ Мы объединили Европу политически. Теперь перед нами новая задача ­ объединить Европу в единую экономическую и финансовую систему». Венгерский премьер предложил коллегам по ЕС создать особый фонд помощи для Восточной Европы. Он резко критиковал богатых западных соседей за то, что их «стимулирующие пакеты» направлены на спасение лишь собственных компаний. Премьер­министр Чехии Мирек Тополанек, занимавший тогда ротационный пост президента ЕС, поддержал идею: «Мы не хотим Европу, разделенную на Север и Юг или на Запад и Восток, или на нищие и богатые страны».

Однако президент Саркози и премьер Ангела Меркель отвергли этот призыв. Перенос на Восток некоторых западных предприятий был, по их мнению, более адекватной помощью, чем прямые финансовые вливания. Этот спор выявил неравенство сторон. Еврозона могла проводить эмиссию евро для стимуляции своей экономики. Для стран с собственной валютой, таких как Латвия или Венгрия, эмиссия латов или форинтов для той же цели означала бы девальвацию, которая лишь увеличивала бы их валютные долги и вела бы к сильной инфляции. От кризиса в Восточной Европе сильно пострадали Австрия и Швеция, банки которых скупили большую часть финансовой системы, оставшейся от СЭВ и СССР. Теперь жизнеспособность этих банков зависела от помощи собственных правительств.

Положение в Латвии ухудшалось в 2009 году каждый месяц. В мае 2009­го зарплаты в государственном секторе (больницы, школы, администрация) были сокращены на 20%. Министр здравоохранения Иварис Эглитис подал в отставку, протестуя против закрытия почти половины больниц и сокращения бюджета здравоохранения на 30%. Экономика страны сократилась на 20%, это был максимум для ЕС. В Риге закрылась четверть школ. Тем не менее к июлю 2009­го Латвии снова угрожал дефолт. Несмотря на малый размер страны, дефолт члена ЕС создал бы большие проблемы для всех стран Союза. Положение в соседней Литве было не лучше, но ее проблемы сглаживались более развитым сельским хозяйством. В Эстонии к сентябрю 2009­го безработица достигала 17%. «Балтийские тигры» явно оказывались бумажными. Одной из главных жертв кризиса стал национализм этих стран. Латвийская и эстонская русофобия ослабевали. «Некоторые предприятия тяжелой индустрии, которые пережили коллапс коммунизма 20 лет назад, вряд ли доживут до конца текущего экономического кризиса», ­ констатировал корреспондент International Herald Tribune 23 июля 2009 года.

Эта же статья комментировала закрытие в Венгрии крупнейшего градообразующего металлургического комбината, построенного в 1970 году, расширенного в 80­е годы и пережившего несколько приватизаций в 90­х. Потеряли работу более 30 тысяч человек. Объем сталелитейного производства во всей Восточной Европе упал до уровня 1946 года.

В Западной Европе наибольший ущерб от кризиса понесли Ирландия и Испания. Эти страны не развивали производство, а ориентировались на строительные проекты, как правило, в кредит. Замораживание большинства проектов произошло очень быстро, уже в октябре­ноябре 2008 года. В пределах еврозоны безработица достигла максимального уровня именно в Испании. К июлю 2009 года она составляла 17,9% работоспособного населения. Большие проблемы для Испании создал и общий спад курортного туризма. Для еврозоны, однако, был создан эмиссией евро большой стимулирующий фонд. Но эти деньги могли идти лишь в банковский, индустриальный или сельскохозяйственный секторы экономики. Благодаря этому экономический кризис не оказал столь разрушительного влияния на Германию, Францию и Великобританию. Однако все эти страны не смогли ограничить дефициты своих бюджетов уставными 3%. В Германии он достиг в 2009 году 4,6%, в Великобритании почти 10%. Но на ноябрь 2009 года уровень безработицы немного сократился лишь в Германии (с 8,3% в июне до 8,2% в ноябре). Во Франции за этот же период, по данным МВФ, вырос с 9,1% до 9,5%.

Между тремя зонами, на которые экономический кризис разделил ЕС, практически нет взаимопомощи. Однако свобода передвижения людей и капиталов, безусловно, ослабляет остроту проблем. В значительно худшем положении оказались потенциальные кандидаты в ЕС ­ Сербия, Хорватия, Босния, Македония, Албания и Косово. С уровнями безработицы на рекордных высотах, 19% ­ в Сербии, 31,1% ­ в Боснии, 36% ­ в Македонии, они оказались в наиболее трудном положении. Однако Сербии оказывает помощь Россия, Хорватию спасает обширное Адриатическое побережье, Албания, стратегически расположенная недалеко от Ближнего Востока, пославшая небольшие контингенты своей армии в Ирак и Афганистан и подавшая заявку на членство в НАТО, получает помощь от США. В 2010 году кризис в Европе может продолжиться, осложнившись инфляцией.

Рой Медведев.

Жорес Медведев.

Специально для «СП».

(Продолжение следует).

Рой МЕДВЕДЕВ, Жорес МЕДВЕДЕВ