00:00, 6 января 2010 года

Настали святки. То­то радость!

Гадать начинали в ночь под Рождество. Считалось, что наиболее благоприятны для предсказаний и пророчеств так называемые святочные дни – от рождественской ночи до Крещения (19 января). Эти два христианских праздника на Руси слились с древнеславянскими святками.

Чему только не вверяли в стародавние времена свое будущее наши пращуры. Гадали по руке, по полету птиц, по свету свечи, по теням на стене. Гадали на ключе, на картах, на бобах, на кофейной гуще. Девушки башмачок (валенок) непременно с левой ноги за ворота бросали и зеркалу доверялись, и полену… Тут вспоминаются и знаменитые строки из баллады В. Жуковского «Светлана»: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали», и, конечно, пушкинский «Евгений Онегин»:

Настали святки.
То­то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все, потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.

Многие способы гаданий ведут свою историю с древнейших времен и представляют остатки языческой магии славян. Лучшим для гадания считалось время между двенадцатью и тремя часами ночи, когда все живое на земле спит и миром правит волшебная, колдовская сила.

Интересно, что существовал обычай гадать даже на книгах... Священного Писания. О нем можно прочесть в «Ставропольских епархиальных ведомостях» за 1890 год, сохранившихся в Государственном архиве Ставропольского края. Обычай гадания на священных книгах (Библии, Псалтыри), отмечает автор историко­археологических заметок, существовал с незапамятных времен во всех местностях России. Само гадание совершалось таким образом: ножом, ножницами или большим железным ключом троекратно делалось крестное знамение над листами обращенной вниз корешком закрытой книги. Сформировав вопрос, предметом, которым делалось крестное знамение, открывается книга и читался какой­либо стих. Таким образом, случайно выбранное место считалось верным ответом на поставленный вопрос. Толкование было совершенно произвольным и зависело от фантазии гадающего.

В исторических заметках объясняется, когда и где возник обычай гадания на священных книгах и как смотреть на него с христианской точки зрения. Не подлежит сомнению, что в этом обычае есть примесь языческого. Нож, ножницы, железный ключ – общепризнанные атрибуты колдовства, без которых не совершалось ни одно чародейство знахарей и ворожей. Ножом, например, делали крестное знамение над больной частью тела, приступая к врачеванию, ключ клали в наговоренную воду, употребляемую против «сглаза» и т.п.

Языческое происхождение гадания подтверждается и историческими данными. Оказывается, древние греки и римляне угадывали будущее весьма схожим способом, только использовали при этом «Илиаду» Гомера или сочинение Вергилия, прочитывали первый попавшийся на глаза стих, который затем толковали применительно к поставленному вопросу. Сохранилось предание, что римский император Нерон таким образом узнал свою судьбу в произведении древнегреческого драматурга Эсхила «Эдип в Колоне».

Примеры гаданий на книгах Священного Писания, чаще всего на Евангелии, встречаются в житиях святых. Известен любопытный случай, связанный со святой Евгенией, пострадавшей за веру (около 262 года). Спустя три года после обращения Евгении в христианство скончался игумен монастыря, в котором она обитала под видом евнуха Евгения, облачившись в мужскую одежду. Братия монастыря, не подозревая, что перед ними женщина, молила Евгению стать у них игуменом. Тогда святая, понимая, что «противу закона жена мужами обладать будет», предложила открыть Евангелие и произвольно выбрать место – «что нам Христос повелит, и повинемся». Очевидно, истолковав выбранные строки в свою пользу, Евгения избежала разоблачения. Блаженный Августин (430 год) «обратился от суетного жития на спасительный путь», прочитав, по указанию таинственного голоса, послание св. апостола Павла к римлянам. Стоит добавить, что иногда гаданием решались даже такие дела, как избрание епископов. Так были избраны: в 374 году св. Мартин Турский, в 391­м – св. Аниан Орлеанский и некоторые другие.

На Русь обычай гадать на книгах Священного Писания, вероятно, пришел из Византии, получив широкое распространение в те давние времена. Достаточно сослаться на поучение князя Владимира Мономаха, в котором говорится о гадании на Псалтыри, как общеизвестном. Однако уже с пятого века поместные соборы запрещали под страхом отлучения от церкви «обращаться к какому бы то ни было писанию для узнавания будущего».

Подводя итог, автор вышеназванных исторических заметок пишет, что, с точки зрения богословской, этот обычай должен быть причислен к разряду суеверий: «Если Богу угодно открыть нам тайны будущего через Свое слово, Он откроет их нам и без преднамеренных, дерзновенных вопрошений с нашей стороны».

Хоть и считает церковь древний обычай гадания «грешным делом», но ведь в святки разрешается многое, в том числе и гадание, которое можно превратить просто в игру. И чаще всего так и происходит, вряд ли кто­либо всерьез воспринимает результаты гаданий на чем бы то ни было. Особенно на кофейной гуще... Да и жив обычай, пожалуй, именно из­за своей игровой сути.

Елена ГРОМОВА.

Сотрудник Государственного архива Ставропольского края.

Елена ГРОМОВА