00:00, 4 декабря 2009 года

В Крымске открыт зал гражданских панихид

Вот уже несколько лет наблюдаю одну и ту же картину в одной из столовых Ставрополя: неподалеку от обедающих сотрудников различных организаций сидят за длинным поминальным столом убитые горем родственники покойного и вспоминают о том, каким он был в этом бренном мире. И всякий раз думаю: почему местом прощания, местом скорбного ритуала должен быть вот такой общий зал, почему не имеющие никакого отношения к трауру незнакомые люди должны слушать поминальные речи? Ведь очевидно, что церемония прощания с человеком, ушедшим в иной мир, сугубо личная, можно сказать, в какой­то степени интимная для небольшого круга лиц, которым умерший был или коллегой по работе, или самым близким человеком…

И по­христиански, да и чисто по­человечески, поминальный стол, безусловно, должен быть отделен от повседневной суеты, находиться в другом, закрытом от посторонних глаз, СКОРБНОМ помещении. Приходя сюда, все, кто причастен к поминкам, несомненно, еще острее будут проникаться происходящим, вспоминать тех, кого уже рядом нет, вспоминать неспешно, несуетно, заодно размышляя о своей жизни… Без преувеличения, именно в день похорон, причем не только на кладбище, но и в специальном зале за поминальным столом происходит своего рода ВОСПИТАНИЕ ПАМЯТЬЮ. Естественно, внутреннее убранство помещения должно этому настрою соответствовать. Именно так и был задуман просторный зал гражданских панихид в Крымске, вызывающий и скорбные, и в то же время возвышенные чувства. Вся обстановка помещения сделана по специальному заказу для проведения траурного ритуала. И деревянные поминальные столы, и такие же скамьи, и люстры, напоминающие лампады, и свежевыкрашенные светлого оттенка стены. Напротив входа, в специальной нише, ­ лампадка и большая икона с ликом Христа…

Кстати, освятил это необычное место митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. После молебна владыка сердечно поприветствовал собравшихся и сказал, что приятно удивлен уникальным залом гражданских панихид, равных которому нет на Кубани.

­ Мое сердце радуется увиденному, ­ заметил архиерей, ­ радуется тому, что сюда будут приходить люди, чтобы в тишине и скорби, в молитвах поминать усопших. Душа после смерти уже не может сама просить за себя, только мы, живые, можем помочь своим умершим близким, обращаясь молитвами к Всевышнему, прося покаяния и милости. Мы должны поблагодарить всех, кто принимал участие в столь богоугодном деле.

Жители Крымска вместе с духовным пастырем выразили признательность организаторам доброго начинания. Теперь к их опыту присматриваются и в других населенных пунктах.

Анатолий БЕРШТЕЙН
«От рожденья до тризны»
Газета «Ставропольская правда»
4 декабря 2009 года