Архиепископ Феофан о духовной стороне Победы в Великой Отечественной войне
Владыка, думаю, всем ясно, что Победа советского народа над фашизмом была одержана не только силой оружия, но и силой духа. Как сегодня, с высоты прожитых десятилетий можно оценить, что такое Победа для нас, для страны? И для вас лично?
Позвольте начать с исторической ретроспективы. Все мы знаем о Куликовом поле. Военные историки и специалисты едины во мнении: татаромонгольское войско во много раз было сильнее (и по численности, и по накопленному военному искусству). В решающий момент Дмитрий Донской в тяжелейших раздумьях едет к преподобному Сергию Радонежскому, имевшему тогда непререкаемый духовный авторитет в народе. Сергий благословляет князя со словами: ты победишь! Что было дальше, мы знаем из истории. Когда мы учились в школе, нам говорили о стратегии и тактике, о засадном полку и т. д. Но это еще не вся истина. Сегодня мы понимаем: народ был глубоко верующим, и приезд Дмитрия Донского с напутственными словами Сергия «Победа будет за нами!» для русского войска имел огромную силу. Когда в известном поединке погибают и русский, и монгольский богатыри, это уже не могло принизить решимость русских ополченцев. С топорами, с вилами и косами в руках они идут на, казалось бы, неодолимую сечу с твердой убежденностью: мы победим, так сказал святой Сергий. И даже в те минуты, когда кругом гибнут десятки воинов и можно дрогнуть, побежать, но – нет, стоим до последнего, потому что мы – победители!
Тут, наверное, следует добавить, что слово духовное совпало со всеми факторами, решившими исход битвы.
Естественно. Стремление народа положить душу свою за Отечество, мудрость Дмитрия и его соратников, молитва великого подвижника к Богу – все это принесло известные исторические плоды. И если теперь оглянуться на историю, то можно увидеть, как в период Великой Отечественной войны ситуация почти повторилась. Большой перевес противника в оружии, уже вся Европа работает на военную машину фашизма, все ее человеческие ресурсы и экономика. И, чего тут скрывать, имела место едва ли не вековая патологическая ненависть к России, на тот момент к Советскому Союзу.
Казалось бы, даже моральный перевес тоже отнюдь не в нашу пользу…
А как же! У пресловутого блицкрига, увы, было «идейное» основание – по Европето фашисты прошагали легко, парадным маршем. И наметили также пройти по России. Расчет на внезапность, на собственную оснащенность, превосходство в технике… Но что опять случилось с Россией? Всякий раз, размышляя об этом, снова и снова удивляюсь силе патриотизма! И силе духа народа. В тот важный для страны момент были забыты все предшествующие обиды на события послереволюционные, на то, как отнимали, расстреливали, загоняли в колхозы... Уже в первые часы войны звучит обращение местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия: «Братья и сестры! Отечество в опасности!». И, заметьте: не случайно Сталин точно так же обращается к народу: «Братья и сестры!». Это ведь обращение к душе! Затронуты самые высокие патриотические струны. Наверное, меня будут критиковать за то, что я сейчас скажу, но мне думается, Сталин в тот момент стал тоже как бы духовным идеалом.
Вообще возникает такое ощущение, что он словно вдруг вспомнил свою православную сущность.
И он действительно делал все, чтобы народ отстоял Отечество и победил фашизм. Это делали и Александр Матросов, и Гастелло, и мой родной дядя, бросившийся в атаку: «Русские не сдаются!», потом подорвав себя гранатой. И многие, многие другие… Вот это уже не кулак сильный, а дух крепкий. Как проснулась душа России – великая загадка. И кто бы что ни говорил о неимоверных потерях, о цене Победы, мы должны исходить из главного исторического факта. Да, плохо, что много погибло, плохо, что вступили в войну неподготовленными, плохо, что расстреливали талантливых военачальников. Но! Хорошо, что сумели собрать и сплотить народ против ненавистного нового ига, которое могло быть похлеще татаромонгольского, могло уничтожить Россию как государство. А для многих народов России это означало бы вообще конец нации. Вот что важно. Так что повторяю: и одно плохо, и другое, но есть основное «хорошо». И мы это хорошее должны всегда помнить. И не только мы, народы Советского Союза, России, но и всего мира.
Четыре года назад мы с вами уже затрагивали этот вопрос, но сегодня приходится констатировать, к сожалению, что ситуация в отношении Запада к нашей Победе не меняется к лучшему. Почему так происходит? Зачем это нужно?
Снова сошлюсь на весь наш исторический опыт, который свидетельствует: Россия всегда была нелюбима западным миром. А причина проста – в России во все времена видели потенциально мощного соперника. Ведь Россия росла – экономически, военно, культурно. Все рассуждения об отсталости – чушь. Почему же у нас, таких якобы отсталых, рождались Сикорский, Ломоносов, Пушкин, Бердяев, Достоевский, Толстой, а наши знаменитые художники, архитекторы! Лаборатория души и духа Достоевского – на все века мировой учебник. Эпохальные баталии, мастерски выписанные в «Войне и мире» Толстого, – признанный мировой шедевр. Вы напомнили про четыре последних года. А давайте посмотрим глубже. Чем мы занимались после перестройки? Только и делали, что всячески хаяли свое Отечество.
«Мы» в данном случае понятие широкое…
Я имею в виду ту часть общества, которая получила возможность выражать от имени России свои мысли через средства массовой информации, в том числе государственные. Занимались мазохизмом, унижали свою историю, свою культуру, свой народ. С одной стороны, ругали коммунистов за их «все до основания», и тут же на эти же грабли становились. А, может быть, и умышленно ктото это делал? Развенчивая, расчеловечивая русского человека! Вспомните, как взахлеб кричали: русские бездарные, неумехи, пьяницы… И вот под это глумливое колесо попала и история Великой Отечественной войны.
Но хотя бы благодарностьто должна оставаться у той же Европы, которую наш солдат освободил, полив собственной кровью.
А зачем им, особенно нынешним прагматикам, благодарность? Это чувство возвышенное, дивидендов не приносящее.
Владыка, я думаю, многие соотечественники разделяют наши с вами ощущения несправедливости происходящего. И многие понимают, что мириться с этим нельзя, унизительно, нечестно перед памятью Победы. Что же можно этому противопоставить?
Только одно: мы сами должны понять – уважают сильных. Речь не о том, чтобы махать дубинкой военнопромышленного комплекса. Государство должно стать сильным экономически, а главное единым духовным пространством на географической территории, имя которой – Великая Россия. Хватит нам плевать друг на друга. Посмотрите на тот же Запад. Они, бывает, между собой и «подерутся», но стоит лишь затронуть их образ, тут же объединяются и говорят, что это их «личное» дело, никого не касающееся, что они развитые, цивилизованные… А что в России? Опять разговоры про свои исторические «вины» и про то, что надо учиться у Запада его демократии… Никто не спорит: надо перенимать лучшее и полезное. Но помнить и о своих сильных сторонах. У нас есть все – и ресурсы, и светлые умы. Если же будем и дальше ненавидеть друг друга, потеряем лицо окончательно.
Прежде чем задавать следующий вопрос, подчеркну: я нормально отношусь к современной Германии. Да, мы не забудем и о фашистской Германии, но нынешняя Германия – другое государство. Однако смутило то, как в течение более месяца сплошняком шли передачи, посвященные 20летию падения Берлинской стены. Складывалось впечатление, что отмечается какаято «их» огромная победа. И на этом фоне о нашей Победе вообще молчок. У вас это не вызывает некоего внутреннего протеста?
А хуже всего то, что мы сами сделали из этого факта. Разумеется, объединение Германии – серьезное дело . Но не того эпохального уровня, как Великая Отечественная война. Кстати, сама Берлинская стена – не что иное, как плод все того же фашизма. Не будь фашизма и войны, не было бы и стены. Об этом сейчас почемуто помалкивают наши либералыисторики. Когда рушилась стена, все европейские соседи нам советовали не торопиться и были удивлены скороспелости, безалаберности и бездарности решения этого вопроса с нашей стороны. Немцы были готовы заплатить гораздо большую цену за вывод советских войск.
И вот теперь сами немцы вроде бы «не помнят», что стена была результатом немецкого фашизма…
Повторю: не будь агрессии фашистской Германии, мир был бы иным. И когда начинают обвинять в империализме Советский Союз, никак не хотят помнить: именно фашизм породил и соцлагерь, и современные западные демократии. Наш президент часто говорит о необходимости помнить о Победе, о ветеранах, ее завоевавших. Помнить всему обществу, а прежде всего той его части, которая называет себя элитой. А еще СМИ и интеллигенции, тем, кто в первую очередь формирует образ России. России, которая в Великую Отечественную войну спасла мир от коричневой чумы фашизма. Хватит бросать комья грязи в историческое прошлое нашего Отечества. Слишком многое уже измазали. Тем более, когда речь идет о какомто «пересмотре» роли Советского Союза в деле Победы. Основная заслуга Победы принадлежит СССР и всем входившим в него народам.
Пышные празднования в Германии воспринялись так остро еще и потому, наверное, что почти в эти же дни в Москве на Красной площади прошел парад в честь исторического парада 1941 года, но ни один официальный канал не вел трансляцию, отделались репортажиками, скороговоркой, словно мы чуть ли не стесняемся этого факта…
Вот это и есть наша проблема: сами разрушаем фундамент патриотизма. А если бы показали эту акцию широко, да вспомнили, как солдаты в 41м прямо с парада шли в бой, да сказали бы о силе духа народа, чтобы это запало в душу и малому ребенку, и седому ветерану! И этот ветеран со слезами на глазах смотрел на молодежь, слышал слова признания, благодарности – вот это было бы понастоящему бережное отношение к своей истории.
В постперестроечной ситуации, в той обстановке, о которой вы сказали – в обстановке сплошного негатива к своей истории, выросло уже целое поколение. Получается, что у этой молодежи по определению и не может быть патриотизма.
Как вообще рождается патриотизм? Образно говоря, впитывается с молоком матери. Мать учит ребенка не словами, а поступками. Ребенок очень внимательно смотрит: как мама одевается, как она готовит кушать, как прибирает дом. И все добрые качества ребенок впитывает, они становятся нормой его дальнейшей жизни. Так и молодежь: если не видит у старшего поколения бережного отношения, в частности, к памяти воинов Великой Отечественной, не слышит слов о том, какую беду принес фашизм человечеству, то и слова о патриотизме для нее пустой звук. И, наоборот, если бы молодежь более осознанно воспринимала уроки Великой Отечественной, в ней жил бы дух хорошей гордости за свой народ. Тут, кстати, молодежь винить нельзя. Вина – на нас! Что мы не даем доброго примера. Но никогда не поздно исправляться. Приближается год, объявленный Годом учителя, и хочется обратиться к педагогам: донесите до юношества славный дух нашего воина, победившего злейшего, сильнейшего врага. Это будет бесценный вклад учителя в воспитание нового поколения в духе патриотизма, любви к Отечеству, уважения подвига Солдата.
Может быть, и шире сказать – не только учительство, но и вся наша интеллигенция, писатели, поэты, художники, режиссеры должны внести свою лепту.
Абсолютно верно! Хватит уже снимать одни «Бригады». Давайте создавать светлые фильмы, добрые книги… В этой связи хочу поделиться впечатлением об удивительной встрече, состоявшейся у меня недавно. С необычным даром приехал ко мне житель Арзгирского района Анатолий Карнаух. В 1943 году сестра его отца, провожая на фронт брата, дала ему на листочке написанную ею от руки молитву. И вот эту молитву в потрепанном кожаном чехольчике он пронес через всю войну до Берлина и вернулся домой живым. Это девяностый псалом, считается, что эта молитва спасает человека от разных напастей. Тот солдат отец моего гостя, Георгий Григорьевич Карнаух, передал эту реликвию сыну, и, как видите, столько лет хранили в семье эту молитву… Теперь это будет экспонат в нашем епархиальном музее. Бесценный экспонат скромное свидетельство крепости и величия народного духа.
Нельзя, пожалуй, сегодня не сказать о роли церкви и в период войны, и в наше время, когда сама Победа нуждается в духовной защите.
Наверное, ни один из институтов государства не подвергался такому тотальному разрушению, как церковь в ХХ столетии. Уничтожали «как класс» духовенство. Но в грозный час церковь была вместе с народом, делала все для Победы. Священнослужители активно собирали средства на вооружение и посылки солдатам на фронт, а главное – поддерживали дух и веру в Победу. И недаром вчерашние коммунисты шли в бой, держа в нагрудных карманах гимнастерок такие вот молитвы. По сути, призван был сам наш православный дух. Появились танковые колонны и эскадрильи самолетов имени Дмитрия Донского, Александра Невского. Шла огромная духовная работа и на фронте, и в тылу. А сегодня задача церкви активно и постоянно говорить об этом и в проповедях с амвона, и в общении с людьми вне стен храмов. В том числе с власть имущими, от коих немало зависит. Давайте защищать Победу всеми имеющимися средствами!
4 декабря 2009 года