На Олимпиаде 1980 года работали сотрудники ставропольской телестудии
В 1979 году для пятигорских «олимпийцев» началась горячая пора командировок по стране. Москва приняла решение: трансляцию всех крупных соревнований, происходящих в республиках СССР, должны осуществлять люди, намеченные для работы на Олимпиаде. Им пришлось выезжать по первому требованию Москвы в любой конец Советского Союза.
И вот, наконец, вызов в столицу на Олимпиаду. Вместе с работниками студии отправилась в Москву и группа работников радиотелецентра. Пятигорчане В. Федченко и Е. Кочкин летели налегке – им предстояло работать на московской технике. А вот ставропольчане А. Присяжнюк, Ф. Моргунов и другие двинулись в путь на своем автобусе – станции ПТВС–2У. Она была нужна на Олимпиаде, поскольку приспособлена для блокирования с зарубежными репортерскими видеокамерами. Как и творческие работники, «технари» были тоже «брошены» на водные виды спорта и провели с 28 июня по 8 августа в Крылатском.
Вот как они вспоминали потом эту командировку.
Ю. Гаврилов:
– Нас, иногородних телевизионщиков, поселили в общежитии Московского института стали. Обслуга – студенты института. Сухой закон. Строгий режим. Общежитие охранялось целым отделением милиции. С утра на объект, а объект – новый чудесный дворец спорта «Олимпийский». И работа до вечера. Был выработан определенный шаблон – всех надо показывать одинаково. Будь то лидер или аутсайдер (таковы международные правила). И только во время награждения победителей можно было хоть как–то разгуляться – показать героев, зрителей. Все шло нормально. Правда, за несколько дней до начала олимпийской программы по прыжкам в воду мы находились в несколько тревожном состоянии. Дело в том, что у нас не было ручной телекамеры, с помощью которой планировали следить за поведением только что совершившего прыжок спортсмена. Первоначально планировалось, что такую камеру нам (да и не только нам) выделят США. Но, по известным причинам, Америка устроила бойкот Играм–80, и мы остались без техники. Выручили японцы, накануне соревнований нам была доставлена новенькая прекрасная камера, и она сразу пошла в работу.
И. Хохлова:
– Мне пришлось работать на аппарате, который позволял замедлять движение и показывать все фазы прыжка. У нас такого еще не было, да и в Москве они появились только в связи с Олимпиадой. Аппараты были предоставлены военным ведомством, считались секретными и были установлены в особых зонах. Технически аппарат был не очень сложным, и работа на нем не представляла трудностей. Раздражала обстановка секретности, надоедали бесконечные: «Туда не ходить!», «Это не трогать!». Работа на Олимпиаде – дело, конечно, очень ответственное, но, в общем–то, нам привычное. Москва потому и привлекала так широко работников местных студий, что знала: «живой» эфир для них привычнее, чем для работников Центрального телевидения, которых «избаловала» видеозапись.
В. Федченко:
– Олимпийские игры запомнились, конечно, на всю жизнь. Особенно начало. Трогательно было, и когда Мишка улетал. Все плакали, и мы плакали невольно – так все это впечатляло.
Нас закрепили за гребным каналом в Крылатском. Наша ПВС была переоборудована под камеры иностранного производства, и мы многое узнали о них. После Олимпийских игр произошел большой толчок в техническом переоснащении нашего телецентра. Мы думали, как сделать у себя все, что увидели в Москве.
Вспоминается многое. Ребята, с которыми вместе работали... Е. Кочкин, которого нет в живых, Е. Тутов, Ю. Жабров – теперь главный инженер Ставропольской студии. Было здорово, конечно.
Свободного времени Олимпиада оставляла немного. И все же...
Ю. Гаврилов:
– Когда выдавалось свободное от работы время, мы стремились попасть на другие соревнования или (в рамках культурной программы) куда–либо, например, в Большой театр, цирк, драмтеатр... Попасть на соревнования помогал пропуск–«бейдж» на груди. Он давал права свободного посещения любого соревнования, да и другие льготы. Москва была непривычно тихой. Помню, шли мы днем с Ю. Лоханем по пустой улице Горького и удивлялись – «Москва ли это?».
И. Хохлова:
– Москва стала похожей на заграницу. Всюду флаги зарубежных стран. Много иностранцев. Всюду «Фанта», «Кола», всякие орешки, колбаски и другие продукты, которых мы у себя не видели. И необыкновенная чистота на улицах, в парках, скверах. Интересно было осматривать Олимпийскую деревню. Почему–то нам, ассистентам режиссера, дали право ходить абсолютно во все зоны. Я, конечно, этим воспользовалась и старалась увидеть побольше.
После окончания Олимпиады всем участвовавшим в трансляции выдали удостоверения, дававшие право работать на соревнованиях по любому виду спорта и любого ранга. Многие из пятигорских «олимпийцев» работали на Играх доброй воли, на спартакиаде народов СССР и других престижных соревнованиях.
Вадим ХАЧИКОВ. Заслуженный работник культуры РФ.
2 октября 2009 года