Школьники.

Школьники.

© Фото: Александр ЦВИГУН

Вчастности, он отметил, что «во все времена и сегодня первой и последней надеждой в развитии системы культурных и нравственных ценностей учащихся была и остается школа». Она должна «цементировать» разрушающиеся основы цивилизации, в которой предстоит и выжить, и развиваться дальше пока все еще довольно беспечному человечеству. Почему беспечному? Потому что тратит триллионы долларов на вооружение. Затраты на алкоголь, табак и наркотики только подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет составляют во всем мире свыше 500 млрд. долларов в год. В то время как стоимость образования всех неграмотных на планете в шестьдесят раз меньше. И таких примеров моральной деградации планеты множество.

– Доминирование в школьных дисциплинах духа рациональности и недооценка культурно-эстетической сущности человека приводят к искажению в сознании учащихся подлинного смысла человеческой жизни, – подчеркнул сенатор. – Знания без воспитания на образцах культуры и искусства – меч в руках сумасшедшего. Все технические прогрессы реакционны, если рушится духовность человека. По выражению А. Сент-Экзюпери, зорко одно лишь сердце – самого главного глазами не увидишь.

Гуманизация школьного образования – это не сокращение естественно-научных дисциплин, а осмысление их с точки зрения общечеловеческой культуры. Вот почему учебный процесс обязательно должен дополняться художественным воспитанием. К сожалению, в массовой школе сегодня недооценивается благотворное влияние на детей и подростков народной и классической музыки. Своими в полном смысле нравственно-целебными свойствами она резко отличается от современной эстрадной, определенные жанры которой, подобно наркотику, выводят из строя молодой организм.

Творение духовной сущности ребенка по лекалам народной культуры и классического искусства должно стать универсальным общеевропейским образовательным стандартом, всеобщим критерием истинности учебно-воспитательной деятельности учителей, учебного труда школьников и студентов европейского континента».

Высказался А. Коробейников на заседании Комиссии ПАСЕ и на тему «СМИ и дети».

«Необходима переоценка роли СМИ, в первую очередь телевидения, в духовном и нравственном воспитании детей и молодежи. В детско-юношеских телепрограммах акценты должны быть смещены с праздно-развлекательных на познавательные позиции, – считает сенатор. – Следует активнее стимулировать выпуск кино-, теле – и видеофильмов, компьютерных игр и электронных изданий, способствующих формированию у детей и подростков высокого художественного вкуса. При этом является немаловажным фактором, насколько эта продукция будет доступной по цене.

Пока старшее поколение с опаской приглядывается к новым информационным средствам, их дети и внуки быстро осваиваются в видеофильмовой и интернетной среде, не осознавая, что «информационные бомбы» имеют такую созидательную или разрушительную силу, которую трудно предвидеть и переоценить. СМИ для нынешних детей и подростков являются одновременно и добрым, и злым, и развивающим, и подавляющим началом. Почему так происходит? А потому что значительную долю нужных сведений молодые люди черпают из телепередач и печатных изданий, предназначенных только для взрослых. В сети Интернет недостаточно культурно-образовательных порталов, рассчитанных на детско-юношескую аудиторию.

К сожалению, дети и подростки рассматриваются производителями информации как объекты воздействия и не участвуют в подготовке предназначенной для них продукции. В связи с этим информационные материалы часто не учитывают возрастных, половых, национальных различий юных потребителей.

Очень важно создавать коммуникационные каналы, помогающие обществу слышать голоса детей. Решить эту задачу можно через реализацию проектов, работающих на информационные нужды подростков. СМИ должны помочь молодежи усилить линию «принятия ответственности на себя», то есть разъяснить и акцентировать внимание на том, что зависит от самих молодых людей.

Возрастает потребность в разработке законов, ставящих под общественный контроль деятельность средств и органов электронной информации. Конечно, такой контроль не должен выходить за общие демократические ориентиры для СМИ, вместе с тем они обязаны быть более ответственны за последствия информационного влияния на развитие европейской цивилизации».

Людмила КОВАЛЕВСКАЯ

Зорко одно лишь сердце / Газета «Ставропольская правда» / 2 октября 2009 г.