Фестиваль воздухоплавания «Кавказские Минеральные Воды – Жемчужина России2009» пройдет в Ессентуках
Очень немногие регионы России могут похвалиться подобным феерическим зрелищем – воздухоплавание для нашей державы явление уже не экзотическое, но и далеко не массовое. Но земных поклонников этого очень красивого и необычного вида спорта огромное количество. Вид летящего в небе аэростата напоминает о захватывающих мирах Жюля Верна и о детских снах, в которых мы свободно парили над землей…
Первый официально признанный полет воздушного шара с людьми состоялся во Франции 21 ноября 1783 года, когда воздушный шар, построенный братьями Монгольфье, с ЖаномФрансуа Пилатром де Розье и маркизом д'Арландом на борту, пролетел около 14 км над Парижем. Полет продолжался 23 минуты на высоте 900 метров. Сам монгольфьер был высотой 15 метров, весом 785 килограммов и сделан из полотна, покрытого квасцами, дабы уменьшить риск воспламенения. В топке под оболочкой сжигали шерсть, бумагу, дерево и мокрую солому. Первые монгольфьеры были крайне ненадежными и сложными конструкциями и уступили со временем место газовым аэростатам, которые наполнялись водородом или гелием. Но это тоже было весьма небезопасно, да к тому же и очень дорого.
После Второй мировой войны казалось однозначным, что экзотические летательные аппараты «легче воздуха» канут в небытие, уступив небо «железным птицам». Если бы не американец Эд Йост. Задавшись целью не допустить заката воздухоплавания, в пятидесятых годах прошлого столетия он придумал принципиально новую схему горелки для прогрева воздуха в оболочке воздушного шара с использованием только что появившегося нового топлива жидкого пропана. Эд Йост сконструировал оболочку теплового аэростата каплевидной формы, снабдил его своей горелкой, двумя баллонами сжиженного пропана и 22 октября 1960 года совершил первый полет на тепловом аэростате нового поколения. С этого момента для воздухоплавания началась эпоха ренессанса.
Сегодня спортивнозрелищные международные фестивали с участием сотен аэростатов проводятся в США, Западной Европе, Японии. В декабре 1989 года была образована Федерация воздухоплавания России, которая за короткое время стала полноправным членом мирового аэросообщества. Российские пилоты аэронавты принимают участие в чемпионатах Европы и Мира, Всемирных воздушных играх и других престижных состязаниях.
*****
На Ставрополье краевая федерация воздухоплавания существует уже второй десяток лет – столько же, сколько и фестиваль воздухоплавания «Кавказские Минеральные Воды – Жемчужина России». Все эти годы ее возглавляет Виталий Ненашев. Военный летчик, после ухода со службы он волею судьбы стал первым в крае пилотом теплового аэростата:
На воздушный шар я «пересел» совершенно случайно, – рассказывает Виталий. В свое время закончил Челябинское авиационное училище, был военным штурманом на фронтовом бомбардировщике Су–24. После развала СССР решил уходить из армии не принял присягу на верность Украине, не потому что такой принципиальный или патриот просто бывают вещи, которые невозможно понять и тем более сделать. После ухода из армии мне предложили возглавить частную авиакомпанию это был 1994 год. В это же время из клуба ДОСААФ нам привезли воздушный шар. Поскольку обслуживать воздушный шар гораздо проще, чем самолет, он у меня остался, я начал на нем летать, чем и занимаюсь до сих пор.
После сверхзвуковых скоростей – и вдруг аэростат?
В отличие от самолета на аэростате ты можешь острее почувствовать воздух, ты словно сам являешься частицей неба. В самолете ты борешься с обстоятельствами, а здесь почти все зависит от Господа Бога. Дунуло влево полетел влево, дунуло вправо – полетел вправо. Можешь более или менее предсказуемо двигаться вверхвниз. Да и то бывали случаи, когда хочешь вниз, а летишь вверх. И наоборот, что гораздо хуже... Но чаще всего ты летишь и получаешь удовольствие от самого полета. Но на самолете, на вертолете я тоже всегда готов полетать…
Виталий, расскажите, как создавалась краевая федерация воздухоплавания?
В 1998 году, когда мы поняли, что пора привлекать внимание населения нашего края к воздухоплаванию, мы создали Ставропольскую краевую федерацию, и я стал ее президентом. На сегодняшний день у нас в крае шесть пилотов и шесть тепловых аэростатов. Самые известные – это шар «Ставропольский край», который пилотирую я, и в Ставрополе шар «Мечта», который пилотирует Александр Вислогузов. На сегодняшний день членами Ставропольской краевой федерации являются около сорока человек – те, для кого воздухоплавание стало частью жизни. Хочу сказать, что мы наконецто получили разрешение на полеты над Ставрополем. Мы очень долго бились за то, чтобы открыть для аэростатов небо над краевым центром, и всегда получали однозначное «нет» без объяснения причин. Но когда к руководству городом пришел Николай Пальцев, вопрос был решен, и ставропольчане теперь могут порадоваться летящим в небе воздушным шарам.
Кстати, на каждой кавминводской фиесте огромное число людей хочет хоть ненадолго подняться в небо они подходят к пилотам, просят, чтобы их покатали. Регламентом фестиваля это не предусмотрено, но я знаю, что в Москве и СанктПетербурге экскурсии над городом на воздушном шаре предлагаются в качестве турпродукта и пользуются спросом. Почему у нас такого нет?
На самом деле красота полета над Кавминводами не идет ни в какое сравнение с полетами над той же Москвой, Подмосковьем. Но, для того чтобы катать пассажиров, аэростат должен иметь сертификат типа, подтверждающий, что он является полноценным воздушным судном и отвечает всем требованиям, которые предъявляются к авиасредствам. У нас в крае таких пока нет. Наши аэростаты имеют сертификат единичного воздушного судна и, по закону, не могут брать на борт пассажиров. Но краевая федерация воздухоплавания и не ставит перед собой таких целей. Наши пилоты – это любители, для них полеты на воздушном шаре – хобби, которым они занимаются в свободное от основной работы время. Но мы готовы оказать помощь тем, кто захочет организовать воздушные экскурсии на аэростатах полеты над Кавминводами могут стать изюминкой наших городовкурортов!
Я так понимаю, что для реализации этой задачи нужно только создать соответствующую структуру допустим, на уровне одного из муниципалитетов, и купить должным образом сертифицированные аэростаты?
В целом да. Но этим вопросом нужно заниматься серьезно и не допускать в этот бизнес авантюристов, поскольку он связан с жизнью людей.
В конце этой недели в Ессентуках стартует очередной фестиваль воздушных шаров. Не повлиял ли финансовый кризис на количество желающих в нем участвовать?
Кризис не сказался на желании пилотов к нам приехать. Хочу поблагодарить администрацию Ессентуков, которая нашла средства на проведение фестиваля. Бюджет у нас сложился достаточно жесткий планировали принять 17 аэростатов, но люди продолжают обращаться с заявками, и мы не хотим никому отказывать. Так что будем «ужиматься». На фестиваль, кроме российских пилотов, ожидаются команды из Польши и Украины, намерен приехать пилот из Арабских Эмиратов. Как всегда, в программе фестиваля показательные полеты над городами КМВ, соревнования на кубок ЮФО и кубок мэра Ессентуков. И спортивная «битва» в небе за главный приз фестиваля – золотой перстень с бриллиантом…
26 сентября 2009 года