00:00, 8 сентября 2009 года

Алексей Карабут: Бедных быть не должно

- Конечно, не успевают, – говорит он. – До стабильности нашему обществу, не будем скрывать, еще достаточно далеко. А тут еще ситуацию усугубил кризис. И, естественно, самыми уязвимыми оказались те, кого мы опекаем. Кстати сказать, это более 800 тысяч ставропольчан.

– И на их нужды было выделено... Сколько?

– Краевой бюджет выделил 6459 миллионов рублей. Профинансировано – в силу понятных причин – на два миллиона меньше. Но средства освоены на 98 процентов. Из федерального бюджета поступило 978,4 миллиона рублей. Они освоены на 92 процента.

– Вы считаете это хорошим результатом?

– Да, и результатом не только финансовым, а в первую очередь социальным. Все деньги использованы по назначению – на помощь людям, которые в ней остро нуждаются. Отмечу, что за последние пять лет финансовое обеспечение отрасли значительно улучшилось. В прошлом году, например, практически четвертая часть краевого бюджета приходилась на мероприятия социальной защиты населения и предоставление мер соцподдержки различным категориям граждан.

В правилах наших сотрудников – дойти до каждого, помочь каждому. Именно поэтому в нашей практике – регулярные выезды руководителей в районы, «прямые линии», телефон доверия, общественная приемная, выступления в СМИ по самым острым вопросам. Мы не боимся встречаться с людьми.

– Это факт, с которым трудно спорить. Если вспомнить открытую и честную позицию вашего министерства весной, когда расселялись дома–интернаты для престарелых с неопределенным правовым статусом.

– Напомню, что поручение президента России Дмитрия Медведева было выполнено в срок и без эксцессов, которые потрясли другие регионы. Была проведена большая работа. В результате из 15 таких учреждений 12 были закрыты, у трех определен правовой статус. Из 102 проживавших там престарелых и инвалидов 82 были расселены, 20 остались в старых учреждениях с новым статусом, взятых под постоянный контроль государственных органов.

– А существует ли такое взаимодействие с органами госвласти в других вопросах?

– Конечно. Например, в области охраны труда, борьбы с безработицей. В августе на заседании правительства края обсуждалась проблема охраны труда с участием многих государственных структур, в том числе и прокуратуры. Только совместными усилиями за последние пять лет удалось изменить ситуацию в этой сфере. Сейчас на Ставрополье только один процент предприятий может «похвастаться» случаями производственного травматизма. Более чем на треть снизилось количество профессиональных заболеваний. Совместные действия нашего министерства и других ведомств запланированы и на будущий год.

Что же касается безработицы, то в этой области большим подспорьем стала краевая целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края на 2009 год». Само название говорит о комплексном подходе в решении этой проблемы. А цель – снизить уровень безработицы до двух процентов.

– А не утопия ли это в условиях кризиса?

– Уверен, что нет. Потому что в программу заложены вполне реальные и выполнимые меры. До конца года усилиями органов исполнительной власти будут созданы 25 тысяч рабочих мест, плюс 24 тысячи – на общественных работах и местах временного трудоустройства. Сотни человек, находящихся в рисковой зоне предстоящего увольнения, будут переобучены. И это далеко не все, что делается для решения этой проблемы.

Сейчас, например, из 35 территорий края задолженность по оплате труда отсутствует в 33–х. Налажен ежемесячный обмен информацией между органами исполнительной власти, нашим министерством и прокуратурой о фактах невыплаты зарплаты. Таких предприятий немного, а численность работников, не получающих оплаты за труд, всего 0,2 процента. Конечно, и это безобразие. Но мы с ним активно боремся. И, подчеркну, полностью представляем картину, создавшуюся на Ставрополье. К сожалению, она не умиротворяющая. Депопуляция – превышение числа умерших над числом родившихся – на Ставрополье приняла устойчивый характер. Плюс преждевременная смертность, особенно мужчин, низкая рождаемость, массовое распространение однодетных семей, кризис семьи как института общества...

– А что можно сделать? Рецепты есть?

– Есть. И они известны. Снизить смертность, увеличить рождаемость, развивать систему жилищного кредитования, совершенствовать методы адресной помощи семьям с детьми. И еще многое и многое другое.

– И власть усилия министерства поддерживает?

– К счастью, да. Благодаря поддержке губернатора и правительства края мы получили дополнительные бюджетные ассигнования на приобретение продуктов питания для проживающих в учреждениях социального обслуживания, на открытие курсов профподготовки по специальности «Оператор ЭВМ» для инвалидов по зрению, на ряд других наших проектов. Это позволит снизить социальную напряженность.

Но даже полное взаимопонимание и взаимодействие в этом вопросе не решит одну из основных проблем. Я имею в виду неэффективность системы социальных выплат и, как следствие, – нерациональное использование бюджетных ресурсов. За девять лет, с 1999 года по настоящее время, расходы консолидированного бюджета Ставропольского края только на социальные выплаты увеличились более чем в 15 раз. За этот же период количество малообеспеченных граждан уменьшилось лишь в 2,4 раза (десять лет назад их было 43,7 процента населения края, а в начале 2009 – 19,14 процента).

В «Стратегии развития социально–трудовой сферы Ставропольского края до 2020 года», разработанной нашим министерством, мы подчеркиваем, что целью реализации социальной стратегии на Ставрополье должно стать снижение уровня бедности, на основе упорядочения государственных обязательств и формирование принципиально новой системы обеспечения социальных интересов граждан. На смену категорийному (одинокая мать с ребенком, пенсионер, инвалид и так далее) должен прийти адресный подход.

– Одобряю и поддерживаю. Но об адресном подходе говорят давно, а воз социальной помощи и ныне там – распределяется тем, кому положено, даже если человек в этом не особо нуждается.

– Вот–вот. Мы и предлагаем использовать в качестве объективного критерия нуждаемости граждан не среднедушевой доход семьи в денежном выражении, а уровень душевых доходов в домохозяйстве, членом которого является потенциальный получатель социального пособия. Это исключит – как пример – широко распространенную практику социальных выплат владельцам крупных личных подсобных хозяйств и членам их семей только на том основании, что у них нет трудовых книжек и зарплаты. А освободившиеся деньги можно будет направить на помощь действительно малоимущим гражданам.

– В этой связи – помощь действительно нуждающимся – небезынтересен вопрос о введении новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях края. Известно, что треть фонда зарплаты может быть использована на так называемые стимулирующие выплаты. Но, как жалуются в «Ставропольскую правду» читатели, многие из них зарплату стали получать не больше, а меньше.

– Новые системы оплаты труда затронули восемь отраслей: образование, здравоохранение, культуру, соцобслуживание, физкультуру и спорт, ветеринарию, лесное хозяйство, архивы. В каждой из них ситуация разная, но зарплата увеличилась во всех от 12 до 36 процентов. Но нас беспокоит, что рост в основном коснулся работников неквалифицированного и низкоквалифицированного труда (от полутора до трех раз), а в некоторых учреждениях – исключительно сотрудников руководящего звена (более чем в три раза). А оплата труда основного персонала выросла от 1,1 до 1,6 раза или осталась на прежнем уровне. Оптимизировать эту диспропорцию мы рекомендовали в самое ближайшее время после обсуждения на коллегии минтруда и соцзащиты населения.

– Понятное дело, это задача на будущее. А чем примечателен день сегодняшний? Известно, что минтруда с большим пиететом относится к письменным обращениям граждан. Давайте по ним посмотрим, что показывает социальный барометр Ставрополья.

– За полгода в министерство поступило 1422 письма, это почти на десять процентов меньше, чем за шесть месяцев прошлого года. Мы связываем это снижение с принятием новых законодательных актов в сфере социальной защиты. Снизилось количество обращений и к президенту России, и к губернатору края, и в ГДСК, и в Минздравсоцразвития России. Это не может не радовать и свидетельствует о том, что люди находят разрешение своих проблем на местах.