Добиваться действия законов по обеспечению детейсирот приходится через суды
- В декабре 2005 года мы, опекуны из Пятигорска, прочитали в «Ставропольской правде» заметку о том, что прокуроры Промышленного и Октябрьского районов Ставрополя обратились в суды с исками о взыскании недоплаты опекунского пособия. Оказалось, что и нам выплачивали гораздо меньше, чем следовало. Вот с этого и началась работа нашего комитета.
И что же вам удалось выяснить?
У нас в стране вполне достаточно хороших законов по обеспечению детейсирот. Но в одних регионах их соблюдают, а в других, как, например, в Ставропольском крае, добиваться прописанного федеральными законодателями зачастую приходится через суды. 2006й, 2007й и часть 2008 года мы судились по искам о взыскании недоплаты опекунского пособия. Юристы отказывались с нами сотрудничать, поскольку в качестве ответчика выступало управление образования администрации Пятигорска. Пришлось самим изучать законы, знакомиться с судебной практикой. Много исков мы выиграли. Но целый ряд проблем, которые из года в год поднимаем, доводим до сведения краевой Думы, по сей день не решены.
Какие из них, на ваш взгляд, наиболее существенны?
Возьмем размер пособия. Сейчас опекуны на Ставрополье получают по 4580 рублей в месяц на ребенкасироту. Это при том что прожиточный минимум составляет 4739 рублей. То есть изначально ребят, которые воспитываются в опекунских семьях, ставят в положение малоимущих. Хотя мне удалось найти документы контрольносчетной палаты Тверской области, где четко указано: согласно федеральному законодательству размер пособия на детейсирот должен быть в 1,78 раза выше прожиточного минимума на данный момент. Например, в Краснодарском крае опекунское пособие составляет 6160 рублей, а у нас почти на две тысячи меньше, хотя ставропольские дети просят кушать точно так же, как и краснодарские.
И что еще интересно: хотя формально детисироты, воспитывающиеся в опекунских семьях и в детских домах, уравнены в правах, на деле получается колоссальная разница. На содержание одного ребенка в детском доме выделяют 20935 рублей в месяц, а в опекунских, как я уже сказала, 4580. Получается, что за год каждый опекун экономит государству около двухсот тысяч рублей. Казалось бы, должны всячески помогать опекунским семьям. На деле же приходится сталкиваться с препонами, порой бессмысленными.
Что вы подразумеваете под «препонами»?
Например, сроки выплаты пособия. Большинство опекунов – люди небогатые. Получит бабушка пенсию, отдаст почти всю ее в оплату за квартиру и коммунальные платежи, которые растут как на дрожжах. И потом вместе с ребенкомсиротой каждый день считают, когда же выплатят пособие. А его, согласно краевому закону №3 от шестого февраля 2006 года обязаны выплатить не позднее 15 числа следующего месяца. Почему следующего, почему не в конце текущего? Неужели законодатели не понимают, каково сидеть полмесяца на хлебе и воде в ожидании пособия? Сейчас мы пытаемся через суд доказать, что эта норма не соответствует федеральному законодательству.
А взять такую льготу детямсиротам, как бесплатный проезд в общественном транспорте. При монетизации, когда решение такого рода вопросов отдали на усмотрение субъектов Федерации, на Ставрополье эту льготу потеряли полностью: и проездные не приобретают, и деньгами не компенсируют. Три с половиной года длится это безобразие. Подвижка произошла только летом этого года – принято постановление краевого правительства, которое вступило в силу 26 июня. Но его результатов детисироты до сих пор не ощутили: в отделе опеки говорят, что нет средств.
А как обстоят дела с жильем для детейсирот, воспитывающихся в опекунских семьях?
Это еще одна проблема, и очень серьезная. Почемуто жилье опекунов закрепляют за детьми до их совершеннолетия. А ведь ситуации бывают разные, детисироты, особенно социальные, зачастую несут тяжелую наследственность. Я знаю одинокую, очень порядочную женщину, которая в однокомнатной квартире воспитывала девочку из неблагополучной семьи. Та выросла, и тут гены дали себя знать: загуляла так, что никакого житья не стало. А попробуй ее выписать до совершеннолетия… К тому же часто то жилье, которое имели социальные сироты, «уходит». Право ребенка на получение жилья не отслеживается.
Правда, при нынешнем составе краевой Думы появились подвижки. Председатель комитета по образованию, науке и культуре Е. Бражников занимается этими проблемами, многие важные вопросы «пробил». Вот и деньги на покупку жилья стали выделять. Но, например, по Пятигорску, где 48 детейсирот живут в детском доме и 253 – в опекунских семьях, приобретают всего три квартиры в год.
В управлении образования есть специалисты по охране детства. Всем, о чем вы рассказываете, по идее, должны заниматься они…
Почему они не видят того, что вижу я, – непонятно. Может быть, потому, что я из этой среды, сама многие годы была опекуном. Казалось бы, должны прислушиваться. Но и в отделах опеки, и в министерстве образования зачастую сталкиваюсь с откровенным равнодушием. Хотя я занимаюсь защитой детейсирот на одном энтузиазме: работаю в своей квартире, на стареньком компьютере, который мне подарили знакомые. Из мизерной пенсии оплачиваю междугородные телефонные счета. Иной раз рыдаю от беспомощности. Но, знаете, как говорят: вначале ты тянешь дело, а потом оно тебя.
11 августа 2009 года