00:00, 1 августа 2009 года

Пруд рядом с Пелагиадой превратили в карьер

Казалось бы, вывод сам по себе напрашивается: надо бережно хранить эти природные ресурсы, ибо, по прогнозам ученых, питьевая вода уже в ближайшие десятилетия может стать на Земле самым большим дефицитом. Но у нас очевидное зачастую становится невероятным: здравый смысл уступает сиюминутной выгоде. Речь о карьерах, расположенных в окрестностях Пелагиады.

Их шесть. Причем четыре находятся на северных склонах естественной возвышенности: как раз там, где обнаружены большие запасы воды. И если с большинством руководителей, арендующих участки, где ведется добыча камня и других строительных материалов, глава села Виктор Губанов в вопросах экологии находит общий язык, то с фирмой «Кондор» взаимопонимания не получается.

Прежде чем говорить о сути конфликта, надо вернуться в век прошлый, к началу семидесятых. Тогда, при проведении вскрышных работ для очередного карьера все на том же северном склоне был обнаружен большой родник. Вызвали специалистов из края, и те рекомендовали работы прекратить: мол, в противном случае можно нарушить подземную экосистему. Прислушались, технику убрали. На месте вскрышных работ вскоре образовался пруд с чистейшей водой. Вот радости было ребятишкам! И не только местным: сюда привозили купаться детей из райцентра, Ставрополя, окрестных сел. Длилась эта идиллия с 1972­го по 2008­й. Затем почти в одночасье пруда не стало. Ребятня жаловалась взрослым: мол, у нас водичку украли…

А дело в том, что участок земли, где располагался живописный водоем, администрация Шпаковского района передала в аренду предприятию «Кондор», занимающемуся добычей каменной крошки. Из этой крошки состояла дамба пруда. Немало ее было и на дне водоема. Кто нынче будет советоваться с экологами? Пригнали экскаваторы, грузовики ­ и работа закипела…

Теперь этот пруд можно увидеть только на фотографиях. Да и расположенный в черте карьера родник потихоньку умирает. С другой стороны, из каменной крошки (тырсы) великолепные кирпичи и строительная плитка получаются.

Усилия администрации Пелагиадского сельсовета, пытающейся спасти окружающую населенный пункт экосистему, к успеху пока не привели. Правда, природоохранное ведомство края пообещало провести экспертизу. Но дело, похоже, тормозится отсутствием финансовых средств. Правоохранительные органы в действиях предпринимателей злого умысла не обнаружили: мол, требования Водного кодекса РФ не нарушены, данный пруд не был зарегистрирован в кадастре…

Заместитель директора «Кондора» Василий Коваленко держится уверенно:

­ Во­первых, территория карьера является опасной зоной, здесь посторонним не место. А во­вторых, не было никакого пруда: так мы каждую лужу у калитки скоро будем считать охраняемым водоемом…

У главы села свои доводы: «Кондор» не является собственником территории карьера, лишь арендует участок. А потому, согласно введению в Водный кодекс РФ (закон прямого действия от 3 июня 2006 года №73­ФЗ) не имел права разрушать то, что не им создавалось…

Личную обеспокоенность В. Губанова понимаю: дело ведь не только в утраченном водоеме, а в тенденции – предприниматели (за редким исключением) о сохранении уникальной экосистемы не заботятся. К примеру, рекультивацию карьерных выработок не проводят, требуют в аренду все новые и новые участки.

Разумеется, жизнь не остановишь. Строить, а значит, и строительные материалы добывать нужно. Но по уму. И по закону. А то ведь очередной частник, загубив разведанные подземные источники, которых для водоснабжения всего Ставрополя должно хватить, скажет, что их просто не было. Ни на карте, ни в кадастре...

«Карьер роднику ­ не товарищ»
Газета «Ставропольская правда»
1 августа 2009 года