А. Коробейников. Области сотрудничества России и ЕС
Несмотря на незавидную экономическую ситуацию в России, к нам едут деловые люди со всего света, подчеркнул сенатор. Едут с надеждой, возвращаются некоторые с разочарованием. Причины сдержанности иностранных бизнесменов объясняются высокой степенью риска, несовершенством российского правового поля для зарубежных инвестиций, высоким налоговым бременем, бюрократическими проволочками и т. п. В результате объемы прямых инвестиций ведущих европейских государств в реальный сектор российской экономики все еще малоощутимы.
Оцениваемая как одна треть от мировой, минеральносырьевая база России в истекшее десятилетие привлекла к себе не более 0,3% мирового инвестиционного капитала. Классические торговые отношения России с зарубежьем в их нынешнем виде приносят не только пользу, но и вред экономике нашей страны. Например, продавая сырую нефть, мы теряем 12 млрд. рублей ежегодно.
Не наращивание торговли с Россией, чего желает большинство стран, а смещение акцентов от торговли к работе на основе концессионных форм хозяйствования вот задача в интересах и нашей страны, и Европы. Сдача в концессии не столько нефти и газа, сколько угля, леса, питьевой воды и других природных ресурсов может стать одним из самых амбициозных направлений экономического подъема всей «еврозоны».
Европейцам следует участвовать не только в перемещении своих заводов из Западной в Восточную Европу, но и в объединении ресурсов Евросоюза и России, в продвижении своих производств на Восток России, чтобы не опоздать со вступлением на этот огромный рынок. ЕС хотел бы зафиксировать существующую структуру поставок, львиную долю которых составляют сырая нефть и природный газ. Российская же сторона неоднократно ставила вопрос о расширении торговли энергоресурсами с высокой долей добавленной стоимости, прежде всего торговли нефтепродуктами, электроэнергией, услугами по строительству и эксплуатации АЭС.
Бизнессообщества России и европейских стран довольно успешно договариваются, инициируют новые проекты. Идущий на экспертном уровне энергетический диалог между Россией и ЕС также демонстрирует свою эффективность. А вот на политическом уровне разногласия пока доминируют над взаимопониманием. К сожалению, взаимные ожидания пока не оправдываются: ЕС не устраивает уровень демократических свобод в России, а Россию уровень экономического сотрудничества с ЕС как с единым континентальным целым.
Россия находится на таком этапе развития, когда возрождение ее экономики какоето время может опережать совершенствование демократических ценностей. Требование ЕС немедленно внедрить эти ценности в России формально верное, но не надо выдавать желаемое за действительное. Российское общество должно дозреть до этих ценностей. Для десятков миллионов россиян, живущих за чертой бедности, демократия и свобода пустой звук, если не издевательство.
В заключение хочу сказать, что в цивилизованном плане Россия вполне совместима с идеей Большой Европы. Хочу лишь подчеркнуть: речь не должна идти о «допущении» России в Европу. Строительство общего европейского дома следует вести с двух сторон с Запада и Востока».
3 июля 2009 года