Музей «Наследие»: увидеть шаги эволюции своими глазами
Многочисленными экспедициями специалистов «Наследия», начиная с 1996 года, собрана уникальная коллекция археологических материалов, имеющих научную, историческую, культурную ценность, рассказывающая о материальной и духовной культуре народов, населявших территорию края с незапамятных времен. В свою очередь, территория эта являлась частью исторического региона Центрального Предкавказья, занимавшего удобное положение между Юго – Восточной Европой, Западной и Центральной Азией. Южные степи сыграли роль плавильного котла цивилизации, куда стекались люди из разных регионов, смешиваясь и трансформируясь. На территории Кавказских Минеральных Вод и центральных районов края исследованы памятники эпохи палеолита и мезолита, на севере края – многочисленные комплексы эпохи энеолита, майкопской, катакомбной и срубной культур эпохи бронзы, эпохи Золотой Орды (XIII–XIV вв.). Организация в 2002 году на базе предприятия музея стала логическим продолжением охранно–спасательных раскопок, проводимых ГУП «Наследие». Около 2000 предметов, датируемых от IV тыс. до н.э. – XIV веком н.э., легли в основу постоянной экспозиции археологического музея.
Любая музейная экспозиция создается во имя одной главной идеи. Зрительный ряд каждой витрины археологического музея – это увлекательный рассказ, в котором оживший экспонат говорит об одном из периодов развития цивилизации. Вот профессиональный инструментарий мастера, жившего в начале III тыс. до н.э.: бронзовое шило, орудия из кремня и кости. В другой витрине – древнейшие атрибуты власти эпохи бронзы: каменные булавы. Здесь же целый набор керамических изделий: модель ритуальной повозки, многочисленные образцы бытовой утвари – миски и кувшинчики, вначале лепные, простых форм, затем все более сложные, выполненные на гончарном кругу; курильницы, исполнявшие роль светильников...
Мы видим, как формируются представления о мироздании, о месте человека в реальном и потустороннем мире; как складывается мифологическое, а затем и религиозное мышление; как в соответствии с этим выстраиваются человеческие взаимоотношения. Комплекс захоронения аланского воина V века н.э. из Клин–Яра близ Кисловодска – яркий образец иерархических отношений и менталитета целой эпохи. Воинское снаряжение – не рядовое оружие, а декорированный кинжал, костяные накладки на лук, халцедоновое навершие меча, многочисленные серебряные и золотые накладки, обоймы и пряжки, янтарная фибула – все говорит о высоком социальном статусе их владельца. Но, пожалуй, самое примечательное – огромный бронзовый котел с черпаком, рассчитанный на целую дружину воинов. Кстати, рядом с воином обнаружено конское захоронение, упряжь которого также отличается особой роскошью, многие предметы выполнены из серебра и декорированы орнаментом.
По–своему удивителен «женский мир» истории, также представленный в экспозиции: модницы не мыслили себя без бронзовых зеркалец, костяных резных булавок, украшенных сложным рельефным орнаментом бронзовых и железных заколок. Содержимое небольших кожаных сумочек, найденных в некоторых захоронениях, многое рассказывают о своих владелицах. Интересный пример древней ювелирной «массовки» представляют две пары совершенно одинаковых по форме золотых подвесок, найденных в разных погребениях Клин–Яра, относящихся к III–V векам н.э.: мастер, нашедший удачную форму в виде перевернутой пирамидки, повторил ее как минимум дважды, судя по находкам. Собственно, весь предметный мир, который сегодня в обиходе современного человека, был уже определен в те архаичные времена; тогда же были открыты многие техники и технологии изготовления и обработки материалов.
Один из интереснейших разделов экспозиции представляет комплекс «Ипатовская принцесса», получившая мировую известность: богатое женское захоронение III века до н.э. Множество ювелирных украшений и амулетов, утвари, оружия говорят не только о высоком положении молодой женщины, но и о развитых торгово–экономических связях: многие вещи связаны с античным миром, например, перстень, щиток которого сделан из золотой монеты с профилем Александра Македонского, амфора, чернолаковый кувшинчик и многое другое.
Оригинальный комплекс семейного захоронения из Джухты представляет редчайший образец сохранившихся фрагментов ткани и деталей костюма – халата и головного убора, относящихся ко времени Золотой Орды. Причудливый узор растительных мотивов шелковых тканей халатов и вышитый медальон с изображением царственного барса на бархатном головном уборе выполнены с использованием золотой нити – настоящее произведение искусства.
Переходя от витрины к витрине, можно собственными глазами увидеть шаги эволюции. По сути, это дополнительная и весьма выразительная возможность не только для специалиста, но для всех, интересующихся историей, в том числе историей своего края, получить немало сколь любопытной, столь и просто красивой информации.
Посетители музея – в основном школьная и студенческая аудитория. Школьники знакомятся с историей региона, лучше узнают родной край, жизнь народов, некогда его населявших. Будущие дизайнеры и живописцы из Ставропольского краевого художественного училища познают законы красоты и гармонии в использовании природных материалов и создании форм, древние техники и технологии. Преподаватели и студенты кафедры культурологии Ставропольского государственного университета проводят здесь семинары–практикумы, прослеживая взаимосвязи бытовой и духовной культуры древних народов. Иногородним учащимся особенно приятно узнать, что те или иные экспонаты происходят из их местности. С интересом они слушают историю о прошлом своего района, о пролегавшем когда–то на современном Ставрополье Великом шелковом пути, о наличии на земле ставропольской множества курганов...
Вечно актуальным остается вопрос сохранения наследия. Задача – не только извлечь из земли, атрибутировать, отреставрировать предмет, но изучить, определить его место в историческом процессе. Поэтому еще одно из направлений «Наследия» – проведение на базе музея научных конференций, семинаров, археологических чтений. Итоги таких встреч – изданные сборники статей и материалов. В 2008 году осуществлено поистине масштабное издание – вышел восьмой выпуск материалов 24–х конференций мемориальной кавказоведческой археологической комиссии «Крупновские чтения», состоявшихся в период с 1971 по 2006 год. Оно включает хроники, резолюции, опубликованные и неопубликованные тексты тезисов, воспоминания, обобщающие обзоры, фотодокументы, изучающие историко–культурное наследие Северного Кавказа. Авторами многих исследований, вошедших в сборник, являются специалисты ГУП «Наследие». Стоит добавить, что издания, подготовленные «Наследием», также бесплатно распространяются по библиотекам и музеям, образовательным учреждениям края, рассылаются в исследовательские и научные центры России, зарубежным коллегам.
16 мая 2009 года