00:00, 31 января 2009 года

Города Ставрополья не имеют генпланов и не смогут распоряжаться землей в 2010 году

Известно, что на Ставрополье подготовка градостроительной документации, мягко говоря, забуксовала: в последнее время на эти цели выделялись по сути копейки. И есть ли вероятность, что край успеет подготовиться к нововведениям за год? Этот вопрос мы адресовали Леониду Осинцеву, совмещающему должности главного архитектора края и заместителя министра строительства и архитектуры СК.

– Действительно, основные требования закона заключаются именно в наличии ряда документов: городам нужны генпланы, а поселениям, которых в крае около 760, – схемы планирования, - говорит Л. Осинцев. - Плюс для каждой территории должны быть разработаны правила застройки и землепользования. При их отсутствии Градостроительный кодекс РФ категорически запретит муниципальным органам власти распоряжаться землями.

За год до вступления этих норм в действие можно констатировать: ситуация на Ставрополье плачевная. Так, имеющиеся генпланы, рассчитанные всего на 25-30 лет, давно устарели. А «работающие» генпланы есть всего у 10 процентов населенных пунктов. Вот-вот свой план развития наконец утвердит Ставрополь. Градостроительная документация у 20 процентов поселений пока в стадии подготовки. Но в то же время более половины населенных пунктов края за неимением средств даже не приступали к работе. Они-то, по всей видимости, в будущем году и «зависнут»: предусмотренного на эти цели финансирования в краевой казне просто не хватит…

– Не могу не спросить, почему край по сути оказался на грани? Например, Краснодарский край не имеет таких проблем.

– Дело в том, что работа на перспективу у нас не велась. В 1998 году по решению губернатора А. Черногорова краевое управление архитектуры и градостроительства было ликвидировано. В качестве альтернативы появился соответствующий отдел при министерстве ЖКХ и строительства. Соответственно до мая прошлого года вопросами градостроительства в крае занимался отдел всего из четырех человек.

Сравним с краснодарцами. Четыре года назад они провели анализ состояния дел в градостроительной области. На побережье в итоге было выявлено около 400 объектов самовольного строительства. Именно тогда был принят новый закон Краснодарского края об архитектуре. Он вернул на краевой уровень часть полномочий муниципалов в градостроительной сфере. Кроме того, для курирования этих вопросов был создан специальный департамент. И результат не заставил себя ждать: более 200 незаконно построенных объектов тогда были снесены. И сегодня, если говорить о наличии градостроительной документации, Краснодарский край имеет почти 100-процентное покрытие территорий.

Еще один момент – финансирование. Если у нас в крае за последние три года на подготовку генпланов и схем поселений было выделено в общей сложности всего 18 миллионов рублей, то соседи в течение десяти лет не жалели сотен миллионов рублей, которые были потрачены в том числе и на разработку документации под инвестпроекты.

На исполнение целевой ведомственной программы по подготовке градостроительной документации на 2009-2011 годы наше министерство запрашивало 1,2 млрд. рублей с условием пятидесятипроцентного софинансирования из местных бюджетов. И пока, признаюсь, совершенно неясна сумма, которую в этом году краевая казна все же выделит на эти цели. Вряд ли в условиях кризиса стоит надеяться на щедрость. Экономические трудности действительно заставили всех затянуть пояса, но получается, что край к 2010 году по большому счету будет лишен каких бы то ни было перспектив территориального развития городов и поселков.

– То есть мы по-прежнему будем иметь «мутные» схемы? Это касается и выделения участков, и ввода в эксплуатацию самих построек. Нередки случаи, когда сами муниципалы выдают липовые разрешения на строительство. А кому-то, напротив, не выдают безо всяких на то оснований…

– При наличии качественных градостроительных документов, где прописываются абсолютно все требования к застройке, с вакханалией на строительном рынке было бы покончено. В частности, в документах указываются все регламенты строительства объектов в той или иной зоне. Прописываются даже этажность, плотность застройки, расстояние между объектами, да и вообще вид разрешенного строительства на данной территории. Эти правила застройки и землепользования, как требует закон, открыты и должны быть доступны в Интернете каждому гражданину. Это, скажем так, четкие правила игры, которые должны соблюдаться обеими сторонами – и застройщиком уже при подаче заявки, и тем более муниципалитетом. У нас в крае таких правил нет, и из общего ряда выбиваются лишь Ессентуки, Минводы и Благодарный, вовремя озаботившиеся назревающей проблемой и серьезно занявшиеся документацией…

– При таких обстоятельствах остается в первую очередь надеяться на то, что краевые депутаты хотя бы при рассмотрении трехлетнего бюджета региона поддержат инициативу министерства и предусмотрят необходимые финансы. При благополучном исходе, на ваш взгляд, наличие у каждой территории необходимого пакета документов как-то в целом упорядочит «разболтанную» ситуацию?

– Скажу больше, это один из решающих моментов вообще для развития строительства. Ведь заметьте, инвесторы не очень охотно приходят в край: нет никаких очевидных правил, а соответственно и гарантий, что удастся получить землю, построить желаемый объект и потом без проблем и проволочек сдать его. Застройка в крае идет вне каких-то схем, рассчитанных на перспективу. Грустно констатировать, но у нас складывается довольно печальная практика: застройщикам проще пойти в суд и, как говорится, по факту узаконить самовольные постройки. Намного дольше и дороже обходятся нужные согласования и разрешения из разных инстанций, и в первую очередь из местных администраций. В Ставропольском крае – по статистике – чуть ли не каждый третий объект приобретает законный статус через суд. Потому что по-прежнему не в особом почете в крае аукционы по продаже муниципальных участков, а схемы их выделения по актам остаются совершенно непрозрачными. К слову, даже у городов, имеющих генеральные планы, нет программ их реализации, отсюда и хаос в застройке.

Чтобы идти в ногу со временем, необходимо работать с опережением, готовить бизнес-планы и инвестиционные проекты по объектам, имеющим краевое значение. Очевидно, все это требует немалого вложения материальных ресурсов. Например, на международных выставках Краснодарский край представляет обычно порядка 1500 инвестиционных проектов, а мы – лишь единицы. У нас что-то предлагают лишь Кавминводы да краевой центр. Вот и молчит инвестор...

«Молчит инвестор»
Газета «Ставропольская правда»
31 января 2009 года