00:00, 30 декабря 2008 года

Комитет солдатских матерей Ставрополья 20 лет защищает армию

- Татьяна Георгиевна, давайте начнем с главного: как вы прокомментируете предложения министра обороны Анатолия Сердюкова об очередном реформировании армии - сокращении, отмене отсрочек, которые сегодня достаточно подробно обсуждают СМИ?

- Я считаю, что предложения Сердюкова могут привести к уничтожению Российской армии.

- Не слишком ли категорично?

- Напомню, в конце 80-х наших солдат называли и оккупантами, и фашистами, и изуверами практически во всех республиках, как теперь говорят, ближнего зарубежья. А на самом деле армия попала в беду! И государство позволило, чтобы так отзывались о ее защитниках. А это, на мой взгляд, и есть то, что называется национальной трагедией. Случаи издевательств над солдатами становились едва ли не нормой, парни в шинелях страдали от истощения. Именно тогда матери встали на защиту сыновей, а, по сути, Российской армии от деградации. Сегодня, считаю, мы вновь на пороге очередного унижения человека в военной форме.

- Если я не ошибаюсь, то за полвека это уже шестая реформа армии. Не много ли?

- Много. И давайте без комментариев.

- Давайте. А что сегодня может сделать ваш комитет?

- Считаю, что о комитете солдатских матерей должны знать в каждой семье, потому что наша организация одна из немногих делает конкретные дела. Вспомните, был период, когда солдаты оставляли воинские части, при этом не прятались по подвалам или лесам, а находили убежище и защиту в комитетах солдатских матерей. Ни военным, ни представителям правоохранительных органов женщины из наших комитетов «беглецов» не выдавали, требуя открытого разбирательства по фактам грубых, порой преступных нарушений в воинских частях. Именно тогда мне и подумалось, что комитет солдатских матерей вправе иметь и второе название - комитет материнских сердец.

- Но кто готов бескорыстно прийти на помощь солдату - совершенно чужому человеку?

- Таких людей очень много. У меня на столе стоят фотографии тех, кто всем сердцем болеет за армейских ребят. Например, Людмила Кузякова. Ее вклад в становление комитета трудно переоценить. Когда началась первая чеченская война, Людмила Михайловна первой откликнулась на призыв о помощи нашим солдатам и стала собирать медикаменты, перевязочные материалы. Я о каждой из активисток комитета могу рассказывать долго. Замечательных людей очень много, и все они бескорыстно работают вместе с нами. Мы благодарны всем, кто нам помогает.

- К вам ведь с радостью не приходят, и каждое обращение - это чья-то беда.

- Я вам перескажу одну историю, ставшую для меня уроком. Несколько лет назад принесли мне письмо об избиениях молодых солдат в части. На месте выяснилось, что главная проблема даже не в этом, а в том, что им приходится выполнять реальные боевые задачи на изношенной, старой технике, при острой недостаче современного оружия, боеприпасов, не хватает касок, бронежилетов. Вот чем вы должны заниматься в комитете, услышала я! Я ездила в Ростов. Выслушали. И командиры Минобороны и МВД - и все! В этих условиях очередная реформа, о которой вы спрашивали в начале разговора, поможет солдатам, офицерам, их семьям? Вряд ли. А мы в комитете солдатских матерей занимаемся социальной защитой военнослужащих. А армия, поверьте, нуждается в такой защите.

Игорь МОРОЗОВ
«Комитет материнских сердец»
Газета «Ставропольская правда»
30 декабря 2008 года