Армия: дискуссии о сокращении
Мы это уже проходили
Пятидесятые годы прошлого века. У руля СССР Никита Хрущев. Его отношения с военными особенно хорошими назвать было нельзя. На них лежала тень громадного сокращения Вооруженных сил страны. При очевидной необходимости этого решения, вызванного невозможностью содержать армию фактически военного времени (на 1 марта 1953-го в штате числились более пяти миллионов человек, массовые увольнения в течение 1955-1958 гг. двух с лишком миллионов военнослужащих больно ударили по судьбам офицерского корпуса. Сокращение затронуло боевые части, органы управления, военно-учебные заведения, промышленные и ремонтные предприятия.
В армии и обществе началось брожение. Вот одно из писем, которое послал родным в пятьдесят восьмом офицер из Забайкальского военного округа: «Уже который раз мы находимся под страхом этих мероприятий, но теперь не миновала эта кампания и нас. Наша дивизия расформируется. Из нашего полка (пока по слухам) останется всего 5 человек, то есть почти все будут уволены в запас… Мы, надо сказать, одеты и обуты, но ты бы посмотрела, как у нас демобилизуются офицеры, у которых по двое-трое детей: ни одежды, ни денег, ничего нет. И увольняют без пенсии, не хватает полутора-двух лет. Настроение у всех ужасное...».
Это письмо до адресата не дошло – «органы» перехватили. Но десятки, сотни других дошли. И, представьте, какое настроение было у пап и мам, отправивших своих сыновей в военные училища. Из огня (в сельской местности не было паспортов, и армия была единственной путевкой в жизнь) молодых людей отправили в полымя – в полную неизвестность…
А потом был январь шестидесятого. Верховный Совет СССР принял решение о новом значительном сокращении армии - на 1 миллион 200 тысяч человек, примерно на треть общей численности. Увольняли курсантов военных училищ, лейтенантов, капитанов и майоров, расформировывались военные вузы. Потом было еще одно сокращение - на восемьсот тысяч военнослужащих. Авторитет армии начал стремительно падать, число желающих продолжать семейные военные традиции резко снизилось…
Единственное благо: тогда в СССР не было безработицы – на проходных фабрик и заводов пестрели объявления: «Требуются, требуются, требуются…». И в сельском хозяйстве нужны были трактористы, водители, кукурузоводы. Майор запаса Чиж за развитие свиноводства даже умудрился звание Героя соцтруда получить! Но много было и тех, кто спился, опустился на «дно».
А куда пойдут нынешние капитаны, майоры и лейтенанты? Об этом несколько позже. А пока попытаемся ответить на вопрос:
На кого равняемся?
Похоже - на американцев. Это у них «бригадная» комплектация армии и под нее «заточенный» управленческий аппарат, тыловое, пропагандистское и медицинское обеспечение. Создается впечатление, что наши нынешние военачальники забыли о том, что под Полтавой и на поле Бородинском с врагом сражались не бригады, а полки, что дивизии генерала Брусилова осуществили в ходе Первой мировой легендарный прорыв. Что именно полки и дивизии сломали военную машину фашизма.
Ну а что американцы? За свою смехотворную для возраста государства историю они участвовали в войнах почти всегда на вторых ролях. Правда, всегда успевали к дележу пирога: и в Первой мировой, и во Второй. Добились ли ныне успеха в Ираке и Афганистане? Нет и нет! «Буря в пустыне»? Тоже результаты сомнительные.
Без национальной гордости великороссов
Похоже, Владимир Ильич, и ныне покоящийся в мавзолее, был прозорлив: национальную гордость великороссов мы почти что уничтожили. Несколько лет назад закрыто Ульяновское дважды краснознаменное ордена Красной Звезды командное танковое училище (кстати, имени вождя), которое я имел честь окончить. Эта кузница военных кадров воспитала более семидесяти Героев Советского Союза. Какие там были преподаватели! А какие инструкторы!
Готовятся к расформированию прославленные Таманская, Тульская и Кантемировская дивизии. Осталась на Украине и приказала долго жить легендарная Железная Самаро-Ульяновская, в Средней Азии сгинула без следа Панфиловская дивизия, остановившая наступление гитлеровцев на Волоколамском шоссе…
Создается впечатление, что из нашего сознания целенаправленно вытравливают отечественную военную историю. Примеры? Да сколько угодно!
Парад дилетантов
Не секрет, что многие высшие военные руководители новой России ни солдатскую, ни офицерскую лямку не тянули (и «академиев» не кончали). Возможно, именно поэтому рождаются идеи то полностью очистить от офицерского состава военную медицину и тыловые части (кроме тех, кто, мол, нужен на поле боя), то заменить работников военной прессы исключительно гражданскими специалистами, то вдвое сократить численность работников военкоматов и т. д., и т. п…
Начнем с тыловиков, о которых даже Суворов не весьма одобрительно отзывался. Очень сомнительно выглядит мотивация, что, дескать, коррупции в рядах заведующих базами и складами (которые в военной форме) многовато. А что, если погоны снять, воровства станет меньше?
Что касается военного образования, то вот что говорит министр обороны РФ Сердюков: «Сегодня мы имеем 65 вузов, в том числе 15 академий, четыре военных университета, 46 военных училищ и военных институтов. Вместо этого мы хотим создать десять системообразующих вузов» (цитирую по Интерфаксу).
Министр уточнил, что к 2012 году планируется создать три военных учебно-научных центра, шесть академий и один военный университет. Главе военного ведомства вторит член Общественного совета при Минобороны РФ Шлыков. По его мнению, российское военное образование наконец-то перейдет на более эффективную американскую (выделено мной. - А. Л.) модель. Ее суть в том, что каждый центр станет готовить специалистов для всех видов Вооруженных сил. «Возьмем известную американскую академию Вест-Пойнт, - поясняет г-н Шлыков. - Офицер учится там так же, как в Гарварде, разве что пострелять иногда удается. А вот уже после окончания академии сухопутчик поступает в танковую, артиллерийскую или какую-то другую школу, где за укороченный период обучается военной специальности».
Словом, известный большевистский принцип: разрушить все до основанья. Только зачем? Военные вузы, вся система преподавания (как и система организации армии) строились десятилетиями. За три-пять лет все это, будь ты хоть семи пядей во лбу, модернизировать невозможно. Только чтобы ликвидировать институт прапорщиков и мичманов и заменить этих специалистов сержантами-профессионалами, потребуется создать специализированные военные училища со сроком обучения не менее трех лет.
Хорошо, что хоть некоторые нынешние военные эксперты понимают современные реалии: «Не менее 10-12 лет нужно для полноценного переезда одной военной академии», - считает руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.
Жаль, что таких людей немного. Большинство руководителей военного ведомства, по разрозненным сообщениям информационных агентств, выступают за радикальное сокращение офицерских кадров в ближайшие два-три года. Ряды генералов серьезно сомкнутся. На 1 сентября этого года в Вооруженных силах было 1107 генералов. Будет 886. Количество полковников с 25665 уменьшится до 9114, майоров - с 99550 до 25 тысяч, капитанов - с 90 до 40 тысяч.
Как видим, больше всех от сокращения пострадают офицеры среднего и младшего звена (воспитатели практически вообще будут ликвидированы). Так куда же податься десяткам тысяч капитанов и майоров?
Да, о переподготовке сокращаемых кадров по гражданским специальностям (за государственный счет) какая-то невнятная речь идет. Но улита едет, когда-то будет. А безработица в условиях кризиса неуклонно растет. И кушать хочется всегда. Какими последствиями это грозит, даже в МВД пока не могут предположить. Ведь увольнять будут не только худших, а и наиболее боевых, ершистых, которые и подчиненных могут в атаку повести, и начальству, не стесняясь, об имеющихся недостатках в глаза сказать. Кому такие нужны? И не только в армии…
Где деньги взять?
Этой проблемой всерьез озабочены, похоже, только в ГДРФ. Четко разработанного и обоснованного финансового обеспечения военной реформы до сих пор нет, заявил председатель Комитета Государственной Думы РФ по обороне Виктор Заварзин. В целом его комитет поддержал проект Министерства обороны по реформированию Вооруженных сил, отметил Заварзин. «Но, к сожалению, для нас, депутатов, многое еще неясно. И прежде всего, где в бюджете предусмотрены средства на проведение столь масштабных преобразований, включая деньги на обеспечение жильем офицеров», - продолжил он.
В рамках военной реформы более 160 тысяч офицеров в ближайшие три года будут уволены со службы или зачислены в резерв. 26,7 тысячи офицеров должны быть уволены до конца 2008 года по достижении предельного возраста, 117,5 тысячи, в том числе 60,3 тысячи с выслугой 20 лет и более и правом на пенсию, а 57,2 тысячи - без пенсии, но с правом на жилье - по организационным мероприятиям, и 9,1 тысячи до конца 2009 года - по достижении предельного возраста пребывания на службе.
За счет сокращения офицерского корпуса и дополнительных 25 млрд. рублей, которые запланированы в федеральном бюджете, собираются увеличить зарплату в частях постоянной боевой готовности и на боевом дежурстве. После 2012 года денежное довольствие младших офицеров вырастет до 70 тысяч рублей, а старшие офицеры, от полковника и выше, будут получать от 150 тысяч рублей.
Интересно, что будут стоить эти деньги на фоне мирового финансового кризиса и галопирующих цен?
Кстати
Отчет «О создании нового облика армии» был представлен на расширенном заседании Комитета Госдумы России по обороне 14 ноября. Уже тогда часть депутатов выразила сомнения по поводу проекта. До сих пор неизвестно, откуда возьмутся средства на выходное пособие для более чем 200 тысяч офицеров.
Виктор Заварзин добавил, что депутатский корпус беспокоит также, что «будет с институтом прапорщиков (мичманов), если его ликвидируют». «Куда пойдут около 140 тыс. человек, что с ними будет в дальнейшем? Просто так выбросить людей в погонах на улицу мы не позволим! - заявил он. - Наш комитет считает, что только после уяснения финансовых расчетов Генштаба о возможностях вновь создаваемых группировок на стратегических направлениях мы определимся со своей позицией по данному вопросу», - заключил глава думского комитета по обороне.
Алексей ЛАЗАРЕВ - подполковник запаса
17 декабря 2008 года