Финансовый кризис: на заводах Ставрополя сокращают рабочих
Сначала о хорошем. Край сохранил за собой место в тройке лидеров по темпам роста промышленного производства в ЮФО, уступив только Краснодарскому краю и Ростовской области. В целом по итогам года ожидается, что индекс промышленного производства по краю составит 101,5-102 процента, в обрабатывающем производстве - 100,5-101 процент. Общий объем отгруженной продукции в промышленности прогнозируется на уровне 145-150 млрд. рублей, что на 25-30 процентов больше, чем в 2007 году. Положительная динамика сохраняется в производстве стекольных изделий, электрооборудования, резины, текстильной и швейной отраслях.
Собственно, на этом запас хороших новостей заканчивается. По словам В. Бекетова, последствия мирового финансового кризиса уже докатились до Ставрополья: темпы роста промышленного производства начали замедляться с октября. Из двух десятков крупных промышленных предприятий, деятельность которых находится на особом контроле министерства, 14 столкнулись с проблемой снижения показателя отгрузки продукции. Практически все предприятия края ощутили нехватку оборотных средств, растет задолженность за оплату потребленных энергоносителей, сокращаются рабочая неделя и день, начались массовые увольнения сотрудников.
В большинстве случаев причиной непопулярных мер стали проблемы со сбытом товара. Например, склады заводов «Стапри», «Автоприцеп-Камаз», «Атлант» и «Волна» ломятся от готовой продукции, на которую нет спроса из-за того, что их партнеры - крупные российские производители готовых автомобилей и тракторов - сами оказались на грани выживания. В этих условиях, по мнению В. Бекетова, предприятия должны искать новые рынки сбыта продукции или затягивать пояса на какое-то время.
Всего, по словам министра, в списке попавших под сокращение на сегодня числятся 1230 человек, что составляет 2,6 процента от общего количества занятых в промышленности. Из них 700 человек - бывшие работники завода поршневых колец «Стапри» в Ставрополе. Уровень зарплат в промышленности края колеблется от 9 до 11 тысяч рублей. Однако по итогам года эти цифры однозначно уменьшатся.
И все же при содействии антикризисного штаба, созданного при министерстве, руководители предприятий ищут варианты продвижения товара, налаживают связи с новыми партнерами. «Стапри» планирует наладить производство уже в феврале 2009 года. «Автоприцеп-Камаз» надеется отозвать рабочих из вынужденных отпусков в апреле-мае. «Атлант» и «Волна», очевидно, будут переходить на выпуск той продукции, которая сегодня востребована при производстве новых видов автотехники. В целом, первый квартал будущего года будет очень тяжелым, считает В. Бекетов, дальше уже должно стать полегче.
Естественно, не осталась без внимания и ситуация с заводом «Красный металлист» краевого центра, о которой не раз уже писала «Ставрополка». По мнению представителей министерства, собственник, которому еще в 2004 году было предложено начать процедуру банкротства предприятия, сам загнал завод в тупик. Отказавшись признать его банкротом, он упустил время, которое можно было использовать для модернизации оборудования. Вместо этого руководство предприятия в последние годы занималось судебными тяжбами. В итоге производство безнадежно отстало от требований рынка, задолженность по зарплате достигла шести миллионов рублей. Надежды, что все удастся вернуть на круги своя, сегодня неоправданны. Для реанимации завода нужен инвестор, готовый на солидные капвложения. Тем временем конфликт между бывшим директором и внешним управляющим, которого даже не пускают на территорию завода, еще больше усугубляет обстановку. «Банкротства бояться не следует, коли уже дело до этого дошло, - считает В. Бекетов. - У завода есть территория, производственные корпуса. Надо думать, о том, как правильно этим распорядиться, искать инвестора и думать о перевооружении».
Что касается других отраслей, курируемых министерством, то, похоже, их кризис затронул пока не столь серьезно. Например, добыча нефти и газа пока не снижается. Кроме того, в планах министерства увеличение налога на добычу полезных ископаемых, в противном случае снижения доходной части краевого бюджета не избежать.
Очагом стабильности в создавшихся условиях можно назвать энергетический комплекс края, который производит даже больше энергии, чем требуется для внутреннего потребления. Однако больным в этой сфере остается вопрос тарифов. Известно, что с инициативой их замораживания краевые власти вышли в правительство РФ. По словам В. Бекетова, есть информация о том, что ответ на этот вопрос будет получен после 20 декабря.
В этой связи «Ставрополку» интересовало, есть ли у министерства рычаги влияния на энергосбытовые компании, работающие в крае, которые навязывают предприятиям жесткие условия договоров на поставку электричества, а затем за малейшие их нарушения пускают в ход свое главное оружие - рубильник. Такие случаи, к сожалению, теперь не редкость, отметил В. Бекетов: «баловство» со стороны энергетиков уже замечено, но «единственное, чем мы можем посодействовать - найти квалифицированных юристов, которые смогут помочь в составлении договора на поставку энергоснабжения». Кроме того, в настоящее время при участии министерства ведется работа по созданию альтернативной энергосбытовой организации. «Мы понимаем, что тянуть с этим нельзя. Однако, вероятно, весь следующий год займет налаживание вопросов ее функционирования», - отметил В. Бекетов.
13 декабря 2008 года