00:00, 31 октября 2008 года

Наркоманию лечат в реабилитационном центре православного братства Святого Духа

Отучение от соблазнов

В столице ставропольцы встречались с родителями наркозависимых, которые проходят реабилитацию у нас в регионе, установили рабочие связи с руководителями миссионерского отдела Троице-Сергиевой лавры, провели пресс-конференцию для семинаристов и студентов духовной академии, на которой рассказали о своих наработках. Посетили социальный отдел Московского патриархата, где беседовали с отцом Аркадием Шатовым, изъявившим желание направить делегацию в наш край для изучения безмедикаментозной методики исцеления заблудших. В общем, путешествие оказалось удачным и содержательным. А главное - обозначило перспективы сотрудничества с влиятельными общественными и религиозными организациями.

Православный центр недавно отметил свое четырехлетие. За годы работы через организацию прошли 475 человек, вернулись к нормальной жизни 218. Причем «к нормальной» означает не просто прекращение употребления наркотиков, но прежде всего социализацию в обществе. То есть парням и девушкам, прошедшим курс реабилитации, центр помогает поступить учиться, создать семью и найти работу.

Сейчас на территории Ставропольской и Владикавказской епархии на реабилитации находятся 116 человек, около 30 проходят стадию подготовки в консультационных пунктах. С 2004-го по 2008 год было открыто шесть филиалов центра: в Михайловске, Невинномысске, Изобильном (женский), хуторе Спорном, поселке Надежда и станице Темнолесской (основная база) Шпаковского района. Нуждающиеся в исцелении приезжают сюда из разных уголков страны, сами узнают телефоны и адреса, звонят, договариваются... Впрочем, то, что центр приносит реальную пользу, до некоторого времени не признавалось на высоком краевом уровне. Вот что по такому поводу говорит председатель родительского комитета СПРЦ Вера Кононова:

- У нас до сих пор нет офиса в Ставрополе, и одна из причин, на мой взгляд, равнодушие прежнего губернатора, к которому мы за все четыре года так и не смогли пробиться на прием. А вот губернатор нынешний, Валерий Гаевский, нас и принял, и выслушал, и пригласил работать в краевой антинаркотической комиссии. Мы чувствуем, что к нам стали относиться по-другому, и это, конечно же, радует. Надеемся, что сотрудничество с властью будет плодотворным.

Угроза национальной безопасности

Наркомания, без преувеличения, является угрозой национальной безопасности России и ее будущего. Ведь, как правило, наркоманы - это молодые люди до 25 лет. Статистика показывает, что каждый из них в течение года «подсаживает на иглу» еще 10-12 человек.

Специалисты констатируют: сейчас для большей части студентов вузов курение и употребление алкоголя - само собой разумеющееся дело. Многие юноши и девушки имеют представление о так называемых «психоактивных веществах» (ПАВ) и не считают их серьезной проблемой для здоровья. А сегодняшняя клубная субкультура предполагает естественным употребление различных химических стимуляторов: начиная с энергетических напитков молодежь постепенно переходит на экстази, амфитамин, ЛСД.

Проведенные социологические исследования в Ставрополе показали страшную картину. Так, 72 процента респондентов в возрасте от 12 до 24 лет имеют знакомых или друзей-наркоманов, что, безусловно, относит опрошенных к зоне риска. А тех, кто хотя бы раз в жизни пробовал наркотик - 29 процентов в возрастной группе от 12 до 18 лет. Среди старших (от 19 до 24) процент уже гораздо выше - 42.

Доза на пламени свечи

Выбраться из ада, созданного самим собой, непросто и не многим под силу, поэтому бесценным является опыт избавившихся от наркозависимости. Показательна в этом плане судьба руководителя филиала реабилитационного центра в Ставрополе Сергея Мокроусова.

26-летний парень родом из Краснодара, вырос в обычной рабочей семье. Юность его пришлась на лихие 90-е годы прошлого столетия, когда примером для подражания были асоциальные личности. Вот и Сережка в 12 лет начал курить анашу, хотя за наркотик ее не считал и с презрением относился к тем, кто сидел на игле. Мальчишка был уверен, что с подобными людьми никогда связан не будет. Но в 15 поменялась компания, и возник интерес к неизведанному.

- Помню, это было в один из дней холодной дождливой осени, - рассказывает С. Мокроусов. - Мы с друзьями забрались в какой-то гараж и на пламени свечи стали готовить «дозу». У меня страх был дикий, минут сорок я не решался попробовать - то подставлял руку, то, увидев шприц, отдергивал. Из-за маленькой дозы инъекции ничего не почувствовал, оттого и страх пропал. Однако через несколько дней не успел сказать дружку: «Хватит!», и он ввел мне все содержимое шприца. Я, как это говорится, улетел. И вот тогда стал совершенно другим человеком - наверное, перешагнул какую-то очень важную грань.

Года четыре Сергей, перешедший к тому моменту на героин и опиум, кололся один-два раза в неделю. Вскоре у него появился знакомый гаишник, имевший неплохую шабашку и каждый день употреблявший сильную дозу. С ним Мокроусов тоже перестроился на такой график. При этом таксовал за рулем своей машины и, к удивлению, не влип ни в одно ДТП. Теперь при ежедневном иглоукалывании ему было трудно завязать. Только делал попытку, как на него обрушивались ужасающие боли и депрессия. Мама уговорила лечь в больницу, и вроде бы все получилось. Но потом оказалось, что это не так.

- Физическую ломку-то мне сняли, а духовную или психологическую - нет, - рассуждает Сергей. - Некий голос постоянно призывал вернуться к вредной привычке. Я ощутил, что потерял что-то очень ценное, и зачем дальше жить, не понимал. Внутри и вокруг была пустота.

Так продолжалось два года: больницы, за которые родители платили немалые деньги, и снова наркотики. Потом начались проблемы с законом. Его и нескольких дружков милиция «накрыла» на одной из квартир, где процесс варения зелья был в самом разгаре. Родственники собрали чуть ли не последние средства и откупили от зоны. Сергей не раз давал клятвенные обещания своим близким, что обязательно порвет с наркотой, но это были просто слова. Он видел слезы матери, понимал, что на старания избавить его от пагубной страсти уходят все деньги родителей, а бизнес сестры, живущей в Москве, посажен из-за него на ноль, однако осознавал - его страсть выше всего остального. Через несколько месяцев милиция снова задержала Сергея. Но на этот раз его никто не стал спасать. Отсидел два года. Хотел покончить с собой.

Однажды ночью на Пасху пошел с приятелями в церковный храм. Торжественно-возвышенная обстановка праздника, вероятно, возымела действие, и Сергей почувствовал, как он неимоверно устал от почти десятилетней наркоманской жизни. Подошел к первой попавшейся иконе, закрыл глаза и начал молиться. Точнее, изливать про себя все свои боли, страдания и переживания. В Бога он не верил, но и атеистом не был, а потому стал просить: «Господи, если ты есть, помоги мне. Хочу нормальной жизни, хочу любить, радоваться, иметь семью, детей».

- Это действительно было чудо, - восклицает С. Мокроусов. - Не прошло и недели после той ночи, как я узнал от знакомых о существовании реабилитационного центра в Ставропольском крае. Быстро навел справки, собрал документы и приехал. Вначале было очень трудно. Я, человек из мира порока, преступлений, наркотиков, и вдруг - вера в Бога, молитвы, трезвость, вежливое обращение, светлые лица, доброта и поддержка. Менялся мучительно, словно рождался заново, но приобрел иные ценности. И вот уже полтора года живу новой жизнью, поднялся практически со дна до руководителя филиала. Работая, часто общаюсь с наркозависимыми, однако и мысли о том, чтобы вернуться к прошлому, даже не возникает.

На одной волне

Как ни странно, судьбы таких людей во многом схожи. Наверное, потому, что идут они, как правило, одной дорожкой - кокаиновой, опиумной или героиновой, все равно. Схожи и судьбы родителей наркоманов: душевная боль, страх за ребенка и безысходность. Именно безысходность я видел на лицах тех, кто впервые пришел на консультацию в реабилитационный центр. В небольшой комнатке с иконами за четырьмя рядами столов собрались человек двадцать. Они внимательно слушали рассказы избавившихся от зависимости. Одна седая старушка периодически кивала головой, будто соглашаясь с выступавшим, и не сводила с него глаз. В углу, как бы боясь быть узнанными, прижались друг к другу чьи-то отец и мать. Видно было - беда настолько измотала их, что они давно уже чувствуют себя одинокими. Однако это лишь первая консультация. Вскоре они придут сюда снова, потом еще раз и еще. Затем кто-то из них, наиболее активный и поверивший в исцеление сына или дочери, войдет в состав родительского комитета и посмотрит на жизнь совсем по-другому.

- Обязательным условием для успешной реабилитации самого зависимого является воцерковление и социальная реабилитация членов его семьи, - убеждена Вера Кононова.

Кстати, она - мать наркомана, пережившая все ужасы его болезни. У нее были недоумение и обида, боль, стыд, отчаяние и ужас. Собственная жизнь катилась в пропасть, развивалась депрессия. Все это усугублялось тем, что почти тридцать лет она трудилась на ниве борьбы с наркоманией, детской безнадзорностью и преступностью. За труды, беспокойный и инициативный характер отмечалась наградами и даже предположить не могла, что ее сын станет наркоманом. А он тем временем был предоставлен себе и улице. В. Кононова не заметила, как послушный, интеллигентный, умный мальчик в 21 год стал наркозависимым. Психиатрические больницы, клиники, экстрасенсы приносили лишь временное облегчение, а потом начиналось все сначала и гораздо тяжелее. Сын превращался в ничтожество, потерял все нравственные устои.

- Когда любые меры исчерпаны, то человек обращается к высшим силам, к Богу, - говорит В. Кононова. - Мы ведь свидетели и участники непримиримой борьбы двух миров: искусственного, созданного гордыней человека, и реального, живого, созданного творцом.

К слову, уже несколько лет сын Веры Михайловны Станислав, прошедший реабилитацию в центре, является активнейшим его сотрудником и руководителем отдела профилактики православного братства Святого Духа.

Что же касается родительского комитета православного братства, то он действует четыре года. В апреле 2008 года получил юридический статус как РОО «Семья против наркотиков» СК. Имеет девять филиалов, расположенных в Ставрополе, Михайловске, Изобильном, Невинномысске, Черкесске, Новороссийске, Пятигорске, Ростове-на-Дону и Новочеркасске. Всего в организации около двух тысяч человек. Спектр направлений огромнейший. Кроме консультаций для родителей- «новичков» три раза в неделю, совет организации посещает семьи наркоманов вместе с референтами православного братства, проводит профилактические мероприятия в школах, вузах и на предприятиях, выступает в СМИ, находит рабочие места для прошедших курс и делает еще очень многое. Родительский комитет помогает создать молодые семьи, коих появилось уже двенадцать, празднует дни рождения подопечных и прочие торжества.

- Главное, чтобы рядом с наркоманами всегда были его близкие, - раскрывает «секрет» В. Кононова. - Чтобы они поддерживали его духовно, жили и мыслили на одной волне. Тогда будет результат. Ведь все, попавшие в эту беду, и дети, и их родители - созависимые, нераздельно связанные.

«Созависимые»
Газета «Ставропольская правда»
31 октября 2008 года