Город героев у «Стены плача»
Теперь весь памятный комплекс, находящийся в сквере на пересечении улицы Ленина и проспекта Кулакова, можно назвать мемориалом, поскольку к возведенному девять лет назад памятнику добавились 15 обелисков с барельефами Героев России и один - Героя Советского Союза. Среди них те, кто погиб в так называемые первую и вторую чеченские войны и в Афганистане. Кроме обелисков, открыта и «Стена плача», где на гранитных плитах выбиты имена более 380 солдат и офицеров, павших в «горячих точках» на Северном Кавказе за последнее время.
В одиннадцать часов утра состоялся митинг, на который собрались ставропольцы, руководители краевых и городских властей, ветераны Великой Отечественной и локальных войн, представители духовенства. Выступая на митинге, председатель ГДСК Дмитрий Еделев подчеркнул: «Мы хотим, чтобы наши дети никогда не знали трагедий. Все конфликты, в том числе религиозные или этнические, нужно решать мирным путем. Подрастающие ставропольцы не должны знать страшного слова «война».
Под барабанную дробь была перерезана ленточка, и памятник объявлен открытым. Многих присутствующих заставили вздрогнуть раскатившиеся эхом по скверу залпы из автоматического оружия.
Участник войны в Афганистане, кавалер ордена Красного Знамени Вячеслав Климов спел под гитару песню «О трех поколениях солдат». А затем к микрофону подошел отец погибшего Героя России Вячеслава Духина Анатолий Иванович: «Ставрополь можно назвать городом-героем, если судить по числу погибших воинов, носящих это высокое звание...». Заместитель председателя правительства СК Сергей Ушаков по поручению губернатора вручил ему и председателю Ставропольской региональной организации инвалидов войны в Афганистане Игорю Фаталиеву почетные медали «Патриот России». После этого горожане и гости краевого центра почтили память павших минутой молчания и возложили цветы к мемориалу.
Автор комплекса, скульптор, член Союза художников РФ Николай Санжаров в беседе с корреспондентом «СП» вспомнил, как он девять лет назад разрабатывал памятник солдату. Мучился: как трактовать его образ, и после долгих раздумий пришел к выводу, что это жертва бездарной политики Советского Союза в Афганистане. В одной фигуре он выразил два состояния - в верхней части «мажор» (воин еще надеется на победу, прорывается с автоматом через заграждения), а в нижней - «минор» (ноги подкосились, и он падает). Символично, что композиция представляет собой крест, а солдат ассоциируется с распятием.
При работе над обелисками второй очереди памятника скульптор много общался с родственниками погибших, сослуживцами ребят для того, чтобы придать лицам, изображенным на барельефах, точные черты. Ведь приходилось творить по фотографиям и зачастую не лучшего качества. А «Стена плача», как ее назвал Н. Санжаров, произвела на самого художника неизгладимое впечатление: «Когда прикрепили плиты с сотнями фамилий, мне стало страшно. Я полагал, мы подведем черту под всеми жертвами, а оказалось, что стена эта уходит за горизонт, на ней даже есть свободное место, завешенное нами траурными гирляндами из елей и цветов. Собственно, последние события в Южной Осетии и нынешняя нестабильность в мире заставляют так думать».