00:00, 9 сентября 2008 года

Российские финансисты отметили профессиональный праздник

Минфин пережил разные времена. Самые трудные, пожалуй, были 90-е годы XX века: развал СССР, превращение Северного Кавказа в «горячую точку», финансово-экономический коллапс, гиперинфляция, правовой вакуум. Трудно было не скатиться в хаос. Но выдержали и кое в чем опередили другие регионы. Среди достижений министерства финансов Ставропольского края, в частности, сотрудничество со Всемирным банком, которое началось в 2004 году, когда край стал одним из пяти победителей конкурса совместной программы Минфина РФ и Всемирного Банка «Реформирование региональных финансов». И масштабная муниципальная реформа, к которой Ставрополье в пилотном режиме приступило намного раньше других регионов страны. Причем значительная часть нагрузки по реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» легла на краевой минфин, которому пришлось формировать бюджеты не только девяти городских округов и 26 муниципальных районов, но и 295 муниципальных образований поселенческого уровня.

Сегодня одним из важных направлений деятельности министерства финансов Ставропольского края является законотворчество. Только в 2007 году им было подготовлено 103 нормативно-правовых акта, из которых двенадцать – проекты краевых законов. Причем новая редакция такого основополагающего для минфина документа, как закон «О бюджетном процессе в Ставропольском крае», существенно регламентировала бюджетный процесс, внесла коррективы в область бюджетной и налоговой политики. А изменения, внесенные в закон «О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае», создали дополнительные правовые предпосылки для повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований, создания более совершенных механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов поселенческого уровня. Помимо этого, специалисты краевого минфина проводят финансово-экономическую экспертизу практически каждого проекта нормативно-правового акта регионального уровня .

Впрочем, первоочередной их задачей было и остается ежегодное формирование консолидированного бюджета региона и краевого бюджета. В России, кстати, начало этой работы датируется 1803 годом, когда была утверждена первая бюджетная роспись. Сегодня, как отмечают специалисты, основные трудности в этой сфере создаются за счет постоянных изменений в области разграничения полномочий, налогового и бюджетного законодательства. Тем не менее прослеживается тенденция роста бюджетных доходов. Если в 2006-м доходы консолидированного бюджета составили более 35,7 миллиарда рублей, а доходы краевого бюджета более 27,5 миллиарда рублей, то в 2008 году эти показатели запланированы в сумме соответственно 56,7 и 43,6 миллиарда рублей. Что касается исполнения бюджетов, за семь месяцев 2008 года оно составило соответственно 60,7 и 59,5 процента к годовым назначениям. План поступления собственных доходов выполнили все городские округа и муниципальные районы и 220 из 295 поселений. В перспективе планируется создание единого информационного пространства для осуществления бюджетного процесса в Ставропольском крае и переход на электронный документооборот.

Всех, кто внес вклад в развитие устойчивой финансовой системы на Ставрополье, перечислить невозможно. Среди них и первый председатель Кавказской казенной палаты Х. Гильденшольд, и возглавлявший министерство в 1998 - 2001 годах В. Гаевский, и нынешний руководитель краевого минфина В. Шаповалов, а также старейшие работники и молодые профессионалы аппарата министерства и его территориальных отделов казначейского исполнения бюджета, финансовых управлений муниципалитетов, планово-финансовых служб отраслевых министерств, ведомств, государственных и муниципальных учреждений.

«И умножение богатства…»
Газета «Ставропольская правда»
9 сентября 2008 года