Пылинки или пленэр
Хрестоматийно, в словарях и теории живописи пленэр означает передачу в картине «всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской!), на основе непосредственного изучения натуры с целью возможно более полного воспроизведения ее реального облика».
Но «О, Зевс, Перун, Ра и матушка Иштар!!!» как далека реальность от распрекрасных книжных строк! Сколько разочарований ждет юного художника при столкновении с действительностью. Дабы не обманывать все новые и новые поколения, плодя фантомы, по своей жестокости сравнимые лишь со сказками о коммунизме и Дедушке Морозе, хочется распороть скальпелем правды брюхо лицемерия и лжи.
«Открытый воздух»... Звучит почти божественно. Только вот чем он ограничивается (а он ограничивается)? Сколько в Ставрополе и окрестностях восхитительного «открытого воздуха»: Волчьи ворота, Немецкий мост, Корыта, Кравцово озеро и т.д., и т.п. Но нет. Никаких беспочвенных мечтаний. Радиус творческих исканий до неприличия сужен. Пространство пленэра, скорее всего, ограничится центральным парком, сквером у драмтеатра, проспектом Октябрьской революции и самым «роскошным» из возможного – Комсомольским прудом. Вся это натура настолько изучена частым ее посещением, что сложно увидеть в старом и привычном свежее и пленэрное.
Как известно, вокруг каждого живописца, графика, скульптора и других творческих созданий двадцать четыре часа в сутки порхают музы. А в указанных популярных местах пленэра своими прозаическими ногами шагает большое количество граждан. Те из них, кто не в меру любопытен, имеют обыкновение нарушать интимный творческий акт. Они врываются в личное пространство художников, разгоняя тем самым муз, беззаботно резвящихся там. Как следствие этюд может быть непоправимо испорчен.
Но не только мир людей создает юным художникам непреодолимые препятствия, силы природы также стремятся раскромсать вдохновенное. Ветер поднимает пыль, которая нагло лезет в глаза, предательски искажая картину окружающего. Многочисленные мошки и мушки с яростью камикадзе влетают в свежие мазки: в гуаши они вязнут, в акварели расплываются, своими тельцами пачкая почти бессмертные творения.
А сколько мирских соблазнов ждет молодого художника вне стен учебной аудитории! Здесь и возможность незамеченным уйти с места служения прекрасному в место служения золотому тельцу или другое более привлекательное. Не забывайте и о друзьях, которые непременно попытаются увести творцов с собой в топь летних каникул.
Да, знайте, пленэр выдержит не каждый, не каждый достойно пройдет путь тяжких испытаний, не каждый отобьет напор зевак, насекомых, развлечений… Но даже среди этого мирового хаоса порою рождаются хорошие этюды, появление которых, конечно, не было бы возможно без него, без пленэра…